КОНЦЕПЦИЯ  ПРОГРАММЫ

 

Целью развития образовательной системы школы является достижение нового качества образования, обновление его структуры и содержания, изменения устройства школьной жизни, демократизации управления школой. Основу программы составляет Модель целостной развивающей школы непрерывного обучения, определяющая образовательные условия, необходимые для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

Цель успешной развивающей школы – формирование способности у учащихся, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества через формирование базовой способности (основ теоретического мышления) и освоение общих способов действия, обеспечивающих социальную адаптацию молодых людей в условиях меняющегося общества, а также их социальную мобильность, способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей.

Представленная Модель школы опирается на научно-теоретические положения трудов Л.С.Выгодского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Б.Воронцова, Г.А.Цукермана, Ш.А.Амоношвили.

При разработке Модели учитывались методические рекомендации МО РФ, Национального фонда подготовки кадров по организации опытно-экспериментальной работы (координатор проекта А.Г.Каспаржак) в рамках Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Модель желаемого состояния образовательной системы школы ориентирована на  возрастные особенности учащихся и представлена описанием Модели начальной школы, Модели основной (подростковой) школы, Модели средней (полной) (профильной) школы.

Для каждого выделенного этапа непрерывного образования (начального, основного, среднего) определены приоритеты в содержании и организации образовательного процесса, обеспечена вариативность и личная направленность системы обучения.

Начальный этап образования, состоящий из трех периодов: переходный период от дошкольного образования к начальной школе, период формирования коллективного субъекта учебной деятельности и общности класса, переходный период от начальной школы к основной, решает задачу формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. Необходимые для решения этой задачи педагогические усилия представлены в виде схемы.

 

Схема 1. Начальный этап образования.

Пересмотр системы контрольно-оценочной деятельности

Освоение разных форм совместности

Работа в ситуации запроса

Помощь детям в выдвижении и обсуждении предположений при решении учебных задач

Педагогическая оценка продвижения ребенка

Умение контролировать свои действия, соотнося их с поставленной учебной задачей и полученным результатом

Умение сотрудничать с другими людьми

Адекватная оценка ребенком границ своих знаний и умений

Контрольно-оценочная самостоятельность МШ

Становление учебного сообщества в классе

Изменение позиции учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подростковый этап школьного образования, состоящий из двух периодов: период формирования индивидуального субъекта учебной деятельности и переходного периода от основной к профильной школе (период осмысления и самоопределения), решает задачу формирования учебной самостоятельности подростка (схема 2) и предоставления места для пробы сил в учебном, внеучебном, дополнительном образовательном пространстве.

Схема 2. Собственно подростковый этап развивающего образования.

Концентрированное обучение

Индивидуальные образовательные маршруты (траектории учащихся)

Разные типы проектных форм; построение учебного процесса

Учебная самостоятельность подростка

Поисково-исследовательский (пробный) характер содержания и координации учебных дисциплин

Самостоятельная индивидуальная работа учащихся

Уровневая безотметочная система оценивания учащихся (базовый уровень, проектно-рефлексивный, творческий)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап старшей профильной школы – этап глубокой дифференциации, построенный на реализации индивидуальных образовательных программ школьников, ориентированных, с одной стороны, на продолжение образования в высшей школе, с другой – на реализацию внутренних потребностей учащихся.

Схема 3. Этап глубокой дифференциации (этап старшей профильной школы).

Изучение минимума образования методом погружения

Предъявление результатов выполнения ИОП

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ

Самоопределение и подготовка к продолжению образования в высшей школе

Разработка и выполнение индивидуальных образовательных программ учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель целостной возрастной школы повышает преемственность между ступенями образования и ответственность субъектов образовательного процесса за результаты образования, обеспечивает плавный, бескризисный переход детей из одного возраста в другой за счет роли переходных этапов (1, 4-5, 9-10 классы) в образовании. Создает условия для выращивания самостоятельности, инициативы и ответственности, учащихся за счет введения безотметочной системы оценивания на начальной и частично основной ступени обучения, введения разнообразных форм организации обучения и развития школьников.

 

Преемственность  обучения  в  рамках  общего  образования

Начальное общее  образование

Основное общее  образование

Средне (полное) общее образование

Цель

Контрольно-оценочная самостоятельность младшего школьника

Учебная самостоятельность

Самоопределение и подготовка к продолжению образования в высшей школе

Результаты

1. Освоение разных форм совместности учебной деятельности

2. Изменение позиции учителя

3. Пересмотр системы КОД

1. Самостоятельная, индивидуальная работа учащегося

2. Уровневая система оценивания (базовый, творческий, поисково-исследовательский уровни)

1. Изучение минимума  содержания образования методом погружения

2. Освоение индивидуальных образовательных программ

Инициативный подросток

 

Подросток, обладающий учебной самостоятельностью

Ключевая компетентность – способность действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач

1. Обнаружение противоречий

2. Анализ ситуации и ресурсов

3. Выбор способа разрешения ситуации

4. Применение способа действия

5. Получение результата

6. Соотношение с исходными дефицитами

       

 

Ключевой задачей построения модели подростковой школы является создание образовательного пространства школы и выделения в нем нескольких подпространств, структурированных по принципу: подготовка – опыт – практикумы, курсы по выбору, к подпространству демонстрация – участие в конкурсах, семинарах, защита творческих работ, проектов.

Поэтому необходима  поляризация образовательного пространства на учебное (новые формы организации учебного процесса), внеучебное (наличие предметных «мест» вне урока) и дополнительное.

 

Особенности образовательного  процесса в учебном

и дополнительном образовательном пространстве школы

 

 

Учебное пространство

Дополнительное пространство

Организация образования

Регламентированные учебные программы и классно-урочная система, контроль уровня знаний

Вариативность и свободная форма присвоения знаний (сфера неформального образования)

Характер образования

Базовое среднее образование во всех областях знаний, дифференциация по дисциплинам

Избирательное образование, «самостоятельное и добровольное», междисциплинарный подход

Основной путь образования

Через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах

Через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта

Ведущий характер образования

Вербальный

Интерактивный

Основной характер отношений

Субъект – объектный (учитель – ученик), регламентированный, существование иерархии

Субъект - субъектный, неформальный, коммуникация, диалог, самостоятельность

Организация пространства

Специальное здание со структурой классных и других помещений

Любое помещение без строгой структуры с трансформирующимися элементами

 

.  Совершенствование предметно-пространственной среды подростковой школы заключается в  интеграции учебного и дополнительного пространства в единое образовательное пространство школы, основными принципами организации которого являются:

1. Принцип непрерывности и преемственности:

            урок                предметный кружок                        факультатив                 спецкурс

2. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновения базового и дополнительного образования.

3. Принцип индивидуализации.

4. Принцип деятельностного подхода.

5. Принцип творчества.

6. Принцип разновозрастного единства.

7. Принцип открытости системы.

 

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

КТВ

Система

 

 

 

 

 

отношений

 

Учебное пространство

Пространство подготовки

Дополнительное пространство

Пространство опыта

 

Уроки, лекции, семинары,
факультативы, практикумы,

курсы по выбору, мастерские,
лаборатории, конференции,

предметные кружки

 

Кружки, секции,

студии, клубы,

 салоны, хор, экспедиции

 

 

 

ВНЕУЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Пространство демонстраций:

 

 

Конкурсы, турниры, семинары, выставки творческих работ, защита проектов, праздники, традиционные мероприятия, школьный совет, совет дела, совет параллелей

 

         

 

Для достижения поставленных целей и результатов был принят ряд принципиальных управленческих решений:

  1. Осуществлен частичный (5, 6, 9, 10 классы) переход на БУП-2004г., основанный на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта и обеспечивающий возможность организации гуманитарного и естественно-научного (биолого-географического) профилей на средней (полной) общей ступени образования, предоставивший обучающимся выбор профильных и элективных учебных предметов, составление индивидуальных образовательных траекторий.
  2. Изменилось отношение субъектов образовательного процесса к расписанию учебных занятий как стабильному, постоянному в течение всего учебного года. Расписание учебных занятий, режим работы школы становятся более мобильными, подвижными, в соответствии с учебно-педагогическими задачами, стоящими перед конкретным классом, учителем, учеником.
  3. Для решения задач, связанных с развитием учащихся, с достижением результатов обученности (в том числе личностно значимых для учащихся) корректируются рабочие учебные программы в зависимости от уровня обучения (общеобразовательный, углубленный, профильный, дополнительный).
  4. Для организации безотметочной системы оценивания, использования качественной оценки учебных достижений школьников, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения, новых форм итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах создан ряд локальных нормативно-правовых актов на уровне школы:
  • «Положение о безотметочной системе оценивания учебных достижений младших школьников»;
  • «Положение о предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов»;
  • «Положение о профильных классах»;
  • «Положение об элективных курсах (курсах по выбору)»;
  • «Положение о портфолио (папке личных достижений) учащихся школы»;
  • «Положение об итоговой аттестации в 9, 11 классах»;
  • «Положение о межпредметном методическом объединении учителей начальной и основной школы»;
  • «Договор о совместной деятельности школы и родителей по обучению и воспитанию детей».

Все эти документы разработаны в рамках действующего «Закона об образовании» и внесены в Устав школы.

 

Основные преимущества Модели построения целостной возрастной школы:

  1. Повышает преемственность между ступенями образования и ответственность всех субъектов образовательного процесса за результатом образования.
  2. Обеспечивает бескризисный, плавный переход детей из одного возраста в другой за счет особой роли переходных этапов (1, 4-5, 9-10 классы) в образовании. Учитывает психолого-физиологические особенности обучающихся.
  3. Создает условия для развития самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся за счет введения безотметочного оценивания, разнообразия форм организации учения школьников, объединения учебного и внеучебного, дополнительного образовательного пространства.
  4. Дает возможность получить новое качество образования за счет деятельностного подхода к построению образовательного процесса.
  5. Создает условия для реализации личностно-значимых задач в образовании старших школьников за счет профильного обучения через индивидуальные образовательные программы.

 

Описание желаемой Модели начальной, основной и средней (полной) школы представлено в соответствии со следующей структурой:

  • Краткая психологическая характеристика возраста школьников.
  • Обоснование актуальности предложенной Модели.
  • Основные задачи данной ступени обучения.
  • Особенности организации образовательного процесса.
  • Актуальные цели и задачи внедрения Модели в образовательный процесс школы.
  • Способы реализации поставленных задач при организации образовательного процесса.


Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели подростковой школы

 

Этапы

Основное содержание

I этап

Аналитико-подготовительный

Сентябрь-октябрь 2006г.

  • Определение целей и задач проекта.
  • Анализ сложившихся условий и особенностей обучения на основной ступени обучения.
  • Организация социологических опросов учителей, учащихся и родителей.
  • Мониторинг уровня и качества обучения.
  • Изучение научно - методической литературы.
  • Выявление проблем. Выдвижение гипотез и их решение.

Прогнозируемый результат

Обоснование актуальности внедрения Модели подростковой школы

II этап

Организационно-деятельностный

Октябрь-ноябрь 2006г.

  • Формирование и организация работы творческих групп.
  • Индивидуальные консультации руководителей и членов групп.
  • Выбор форм презентаций для предъявления результатов работы.
  • Подготовка и проведение фестиваля открытых уроков «Многообразие видов и форм совместности в учебном и внеучебном образовательном пространстве школы».
  • Подготовка и проведение методической учебы «Психолого-физиологические особенности подросткового возраста».
  • Подготовка и проведение педагогического совета «Модель подростковой школы».

Прогнозируемый результат

Создание Модели подростковой школы

III этап

Реализационно-деятельностный

Декабрь 2006г. – сентябрь 2009 г.

  • Создание развивающей среды единого образовательного пространства, способствующей самоопределению, самореализации, творческому развитию личности школьника.
  • Дальнейшее углубление интеграции базового и дополнительного образования, как необходимого условия удовлетворения социально-культурных и образовательных потребностей детей.
  • Поддержание традиционных и внедрение новых эффективных технологий личностно – ориентированного обучения.
  • Определение содержания и введение предпрофильного и профильного обучения.
  • Совершенствование контрольно - оценочной деятельности. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
  • Укрепление материально - технического обеспечения школы.
  •  Разработка программного, методического, дидактического обеспечения учебного процесса

Прогнозируемый результат

Внедрение Модели подростковой школы

IV этап

Презентационно-обобщающий

Сентябрь 2009г. - сентябрь 2010г.

  • Презентация проекта на городском и республиканском уровне. Подготовка публикаций в педагогической прессе.
  • Проведение семинаров для руководителей школ города и республики.
  • Индивидуальные консультации для педагогов основного и дополнительного образования

Прогнозируемый результат

Обобщение результатов по внедрению Модели подростковой школы

 


Основные этапы перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению.

 

Этапы

Основное содержание

I этап

Аналитико-подготовительный

Ноябрь-май

2005-2007 г.г.

  • Организация специальной подготовки участников эксперимента.
  • Организация постоянно действующего семинара по обучению учителей общей методике организации эксперимента.
  • Пропаганда основных идей предпрофильного и профильного обучения среди учащихся и родителей.
  • Изучение опыта работы организации предпрофильного и профильного обучения в старших классах.
  • Обеспечение школы нормативными рекомендательными материалами.
  • Изучение и анализ предпочтений школьников и их родителей.
  • Работа по обновлению содержания образования и его обеспечение.
  • Подготовка программы эксперимента.

Прогнозируемый результат

Создание условий для перехода к предпрофильному и профильному обучению на основной и старшей ступени образования

II этап

Организационно-деятельностный

Разработка предпрофильного обучения

 

2006-2007 учебный год

  • Экспериментальная апробация системы предпрофильного обучения учащихся.
  • Апробация новых форм итоговой аттестации выпускников 9-х классов.
  • Отслеживание промежуточных результатов.
  • Изучение качества преподавания в предпрофильных классах.
  • Определение набора и содержания элективных курсов.
  • Совершенствование модели предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
  • Создание условий для введения оптимальной модели профильного обучения.
  • Корректировка технологии управления профильного обучения.
  • Определение и уточнение форм взаимодействия с другими образовательными учреждениями по профильному обучению.

Прогнозируемый результат

Создание Модели профильного обучения на старшей ступени образования

III этап

Реализационно-деятельностный

Внедрение Модели профильного обучения

 

2007-2009 г.г.

  • Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями.
  • Внедрение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Уточнение набора и содержания элективных курсов.
  • Переход к индивидуальным учебным планам.

Прогнозируемый результат

Создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования

IV этап

Презентационно-обобщающий

Июнь – ноябрь 2009 года

  • Ведение предпрофильной подготовки как необходимого условия профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Анализ полученных данных и соотнесение с прогнозируемыми результатами эксперимента.
  • Коррекция системы профильного обучения в школ.
  • Обобщение результатов эксперимента.
  • Распространение опыта работы школы.

Прогнозируемый результат

Функционирование школы в режиме профильного обучения