…азвитием элементов профессионального мышления внутри допрофессиональной  подготовки, готовит старшеклассника к профессиональной мобильности – быстрому освоению любого вида профессии.

Профильное обучение ориентирована на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни – способность оценивать деятельность и ее результаты относительно разнообразных требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации и становление социально-коммуникативной компетентности.

 

Внутришкольная профилизация

Цель: индивидуализация и дифференциация обучения

 

Гуманитарный профиль

Элективные курсы

 

 

 

Блочно-модульная организация учебного процесса

Оценка учебных достижений учащихся

 

Профильные общеобразовательные предметы

 

 

 

Базовые общеобразовательные предметы

ЕГЭ по профильным и базовым предметам

Индивидуальная накопительная оценка

 

Естественно-научный профиль

 

 

Индивидуальные образовательные программы

 

Профильные общеобразовательные предметы

 

Элективные курсы

 

Результат: Воспитание самостоятельного члена общества, умеющего брать ответственность за себя, в том числе в продолжении образования

 

 

 

Базисный учебный план средней (полной) школы (модель внутришкольной профилизации) предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов функционально полный (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальный. Включает обязательные общеобразовательные курсы (образовательные области): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-научного профиля, естествознания – для филологического профиля.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, математика, биология – профильные курсы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранный языки – в филологическом профиле.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Также элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в классе гуманитарного профиля, может выбрать курс «Экология». А школьник из класса естественно- научного – расширить свои знания в области искусства.

Распределение учебных часов между базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП-2004 г.: 18 час. в неделю – на базовые, 8 час. – на профильные, 6 – на элективные.

Соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.

 

Технологии образовательного процесса

 в условиях профильной и предпрофильной подготовки

 

10-11 классы

Профильное обучение

К

Т

Д

КСО, ГСО, проект, КСО, ГСО, модульная технология, тренинги, учебные исследования, образовательная интегрированная экспедиция

 

Принципы применения образовательных технологий

         

 

Формы организации образовательного пространства

Учебный план

Система обучения

Формы обучения

Система аттестации

Базовые общеобразовательные предметы

Макроколлективная (школьная)

Урок, олимпиада, конференция, КТД

Контрольная работа, тест, зачет, экзамен

Профильные общеобразовательные предметы

Мезоколлективная (классно-урочная)

Урок, лекция, семинар, «погружение», КТД

Контрольная работа, тест, зачет, экзамен

Элективные курсы

Микроколлективная (групповая)

Индивидуальная

Групповое занятие, семинар, спецкурс, спецпрактикум, коллоквиум, час общения, консультации, собеседование, исследовательская работа, проект

Тест, зачет, защита реферата, проекта, творческих исследовательских работ, конкурс проектов

 

Образовательное пространство старшей школы, выстроенное таким образом, сможет способствовать решению возрастных задач и задач индивидуализации образования, если оно основывается на следующих принципах:

  • Четко представленные учащимся различия программ базового, профильного и элективного компонентов. Учащийся старшей школы должен иметь возможность выбирать программы для своего обучения на основе сравнения целевых установок, характеристик программ.
  • Возрастающая ответственность субъектов образовательного процесса. Согласование учебных планов и образовательных программ отдельного учащегося и школы в целом должно стать обязательной процедурой. Такое согласование, во-первых, постоянно обращает учащегося к анализу, пересмотру, обоснованию своего выбора, актуализирует ответственность за свои намерения, а во-вторых, позволяет школе учитывать тенденции индивидуального и коллективного образовательного заказа и организации процесса обучения.
  • Возможность изменения профиля обучения. При изменении будущей профессии может измениться профиль обучения. В старшей школе ученик должен осознанно отказываться от одного в пользу другого, пройдя через ряд профессиональных проб. А соответственно, он должен иметь возможность изменить профиль обучения при наличии веских обоснований, не переходя из школы в школу и из класса в класс.
  • Возможность формирования учащимися собственного профиля обучения на основе предлагаемых профильных и элективных курсов. Структура профильного обучения должна быть достаточно гибкой для того чтобы учащиеся имели возможность изучать отдельные интересующие их профильные и элективные курсы, складывающие индивидуальный профиль обучения.
  • Дополнительные возможности самоопределения в образовательной среде. Модель многопрофильной старшей школы должны предполагать расширение возможностей профиля за счет приглашения внешних специалистов, представителей профессиональных сообществ для ведения практических занятий и сопровождения социальных проектов.

 

Актуальные цели и задачи работы педагогического коллектива по внедрению модели профильной школы.

  • Организация образовательного пространства школы сообразного старшему школьному возрасту.
  • Поиск таких форм организации учебных занятий и их сочетаний, которые в максимальной степени способствуют становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.
  • Формирование социальных компетенций, которые позволяют выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь:
    • Самостроительная компетенция: овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
    • Социальная компетенция, или компетенция солидарности: овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни;
    • Индивидуально-репродуктивная компетенция: овладение основами педагогической и творческой деятельности;
    • Поисково-исследовательская компетенция;
    • Проектировочная и программная компетенция: овладение способами составления проектов и программ.
  • Желаемые результаты обучения:
    • Приемы и способы учебно-исследовательской и проектировочной деятельности;
    • Коммуникативные навыки и умения (вести диалог; участвовать в дискуссии; активно слушать; выступать по теме и т.д.);
    • Способы и приемы самостоятельной работы с источниками информации;
    • Интеллектуальные умения (работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и т.д.).

 

Для реализации поставленных целей и достижения требуемых результатов необходимо использовать новые педагогические средства и формы организации образовательного процесса:

  • Ввести в практику такую организацию образовательного процесса, которая позволяла бы ученику формировать индивидуальные учебные планы;
  • При организации образовательного процесса, наряду с традиционными формами, необходимо использовать групповые и индивидуальные учебные занятия;
  • Дать старшекласснику возможность приобрести учебно-исследовательские и проектировочные умения, необходимые для адаптации к начальному, среднему и высшему профессиональному образованию;
  • Использовать способы и приемы, направленные на инициирование познавательной активности старшеклассника, в работе с учебными и оригинальными текстами;
  • Использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик, как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций;
  • При организации образовательного процесса создавать условия, направленные на формирование у старшеклассника коммуникативных умений (вести диалог, дискуссию; публично выступать по теме и т.п.).

 

Способы реализации поставленных задач профильной школы:

 

  • Изучение образовательных возможностей основных форм организации образовательного процесса, в том числе, наиболее соответствующих особенностям юношеского возраста (школьная лекция, семинарское занятие, практикум, собеседование, зачет, учебно-исследовательская и проектировочная мастерская и др. в их сочетании);
  • Разработка требований и методики составления расписания, максимально учитывающего индивидуальные образовательные траектории (с учетом единого экзамена);
  • Описание методик мониторинга учебных успехов в условиях организации занятий по выбору ученика;
  • Создание эффективной системы коррекции затруднений в учебной деятельности в старшем звене школы;
  • Определение требований к предметно-пространственной среде в старшей школе, стимулирующей активность учащихся;
  • Описание опыта взаимодействия с внешкольными учреждениями для совершенствования развивающей деятельности;
  • Разработка нормативных документов по организации рационального финансирования участия учреждений дополнительного образования в осуществлении образовательного процесса для старшеклассников по искусству, технологии, физкультуре и др.;
  • Организация экстерната, дистанционного образования в старшем звене;
  • Определить и описать критерии достижения учебных результатов в соответствии с поставленными целями, а также процедуры оценивания учащимися уровня их достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели профильной школы.

 

 

Этапы

Основное содержание

I этап

Аналитико-подготовительный

Ноябрь-май

2005-2007 г.г.

  • Организация специальной подготовки участников эксперимента.
  • Организация постоянно действующего семинара по обучению учителей общей методике организации эксперимента.
  • Пропаганда основных идей предпрофильного и профильного обучения среди учащихся и родителей.
  • Изучение опыта работы организации предпрофильного и профильного обучения в старших классах.
  • Обеспечение школы нормативными рекомендательными материалами.
  • Изучение и анализ предпочтений школьников и их родителей.
  • Работа по обновлению содержания образования и его обеспечение.
  • Подготовка программы эксперимента.

Прогнозируемый результат

Создание условий для перехода к предпрофильному и профильному обучению на основной и старшей ступени образования

II этап

Организационно-деятельностный

Разработка предпрофильного обучения

 

2006-2007 учебный год

  • Экспериментальная апробация системы предпрофильного обучения учащихся.
  • Апробация новых форм итоговой аттестации выпускников 9-х классов.
  • Отслеживание промежуточных результатов.
  • Изучение качества преподавания в предпрофильных классах.
  • Определение набора и содержания элективных курсов.
  • Совершенствование модели предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
  • Создание условий для введения оптимальной модели профильного обучения.
  • Корректировка технологии управления профильного обучения.
  • Определение и уточнение форм взаимодействия с другими образовательными учреждениями по профильному обучению.

Прогнозируемый результат

Создание Модели профильного обучения на старшей ступени образования

III этап

Реализационно-деятельностный

Внедрение Модели профильного обучения

 

2007-2009 г.г.

  • Анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями.
  • Внедрение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Уточнение набора и содержания элективных курсов.
  • Переход к индивидуальным учебным планам.

Прогнозируемый результат

Создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования

IV этап

Презентационно-обобщающий

Июнь – ноябрь 2009 года

  • Ведение предпрофильной подготовки как необходимого условия профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  • Анализ полученных данных и соотнесение с прогнозируемыми результатами эксперимента.
  • Коррекция системы профильного обучения в школ.
  • Обобщение результатов эксперимента.
  • Распространение опыта работы школы.

Прогнозируемый результат

Функционирование школы в режиме профильного обучения