МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СЫКТЫВКАР»

 Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №36 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Сыктывкара

 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

в конкурсную комиссию по отбору
 муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Коми,
внедряющих инновационные образовательные программы.

 Сыктывкар, 2007


3.2.1. Критерий «Высокое качество результатов обучения и воспитания»

 

Для организации образовательного процесса школа располагает необходимыми материально-техническими условиями, имеет четко поставленные цели и задачи по получению каждым ребенком востребованного им (не ниже государственного образовательного стандарта) образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям.

Решению эти задач способствует учебный план МОУ «СОШ №36», который выполняет государственный образовательный стандарт по базовым дисциплинам и превышает стандарт образования по предметам «Литература», «Иностранный язык» - в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов; «Биология», «Химия», «Математика» – в классах с углубленным изучением предметов естественного цикла.

В учебный план введены такие предметы, как «Риторика», «Культура речи», «Мировая художественная культура», «Теория написания сочинений», «Практическая стилистика русского языка», «Дискуссионные проблемы российской истории», интегрированный курс «Химия-физика», курсы «Познай себя», «Основы потребительских знаний», «Навыки успеха», «Здоровье и здоровьесберегающий образ жизни». Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план.

Высокий уровень квалификации педагогов школы ведет к стабильности результатов учебно-воспитательного процесса.

\s `

Данная диаграмма показывает, что 50% педагогов школы имеют высшую и первую квалификационную категорию – 13 и 14 разряды.

\s

Из данной диаграммы следует, что свыше 50% педагогов школы имеют опыт работы более 10 лет.

Высокий уровень педагогического мастерства позволил учителям школы с успехом участвовать в городских и республиканских конкурсах профессионального мастерства.


Участие педагогов в городских и республиканских конкурсах

Учебный год

Городской этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года»

Конкурс по отбору лучших учителей ОУ РК на получение денежного поощрения в рамках ПНПО

2003-2004

-

-

2004-2005

Ульянова И.А. , учитель начальных классов – II место

-

2005-2006

Леонова Л.А., учитель русского языка и литературы – II место

Паршукова И.В., учитель начальных классов

Ульянова И.А., учитель начальных классов

Одним из основных критериев качества образования является результативность обучения, выражающаяся в успешном освоении учебных программ учащимися.

Динамика количества учащихся, успешно усвоивших учебные программы

Учебный год

Количество успевающих учащихся (% успеваемости)

Количество успевающих учащихся на «4» и «5»

(% качества обучения)

2003-2004

1082 (98,1)

325 (32,8)

2004-2005

1082 (98,7)

392 (46,2)

2005-2006

1051 (98,9)

421 (47,7)

С каждым годом увеличивается количество учащихся, успешно осваивающих учебные программы. За период с 2003-2004 учебного года уровень успеваемости в школе увеличился с 98,1% до 98,9%, качество обучения повысилось с 32,5% до 47,7%, показатели успеваемости и качества образования в МОУ «СОШ №36» выше общегородских показателей за 2004-2005, 2005-2006 учебные годы.

Результаты государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 классов (экзамен в форме и по материалам единого государственного экзамена)

Название предмета

Средний балл

в 2004 -2005 учебном году

Средний балл

в 2005 -2006 учебном году

МОУ СОШ №36

г. Сыктывкар

МОУ СОШ №36

г. Сыктывкар

Математика

3,7

3,6

3,6

3,4

Русский язык

-

-

3,8

3,8

Биология

3,8

3,8

4

3,9

Химия

3,9

3,8

3,6

3,5

Выпускники школы успешно участвуют в государственной (итоговой) аттестации, показывая высокие результаты. Средний балл, полученный учащимися МОУ СОШ №36 на экзамене в форме и по материалам единого государственного экзамена по математике, русскому языку, биологии, химии выше средних показателей по городу.

Динамика количества выпускников, награжденных серебряной, золотой медалями, Похвальной грамотой

Учебный год

Количество учащихся награжденных

Количество учащихся получивших аттестат особого образца

золотой медалью

серебряной медалью

похвальными грамотами / листами

2003-2004

2

-

12 / 42

4

2004-2005

2

2

12 / 48

1

2005-2006

3

2

15 / 52

2

ВСЕГО

7

4

39 / 142

7

Ежегодно увеличивается количество выпускников школы, получивших золотые и серебряные медали, аттестаты особого образца. С 2003-2004 учебного года количество учащихся, награжденных медалями, похвальными грамотами и листами, получивших аттестаты особого образца за курс основной общей школы, составило 199 человек.

Традиционно учащиеся МОУ СОШ №36 участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского уровней, таких, как: интеллектуальный марафон, физический марафон, конкурс творческих проектов, конкурс детского творчества «Зеркало природы», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Юный лесовод», «Юный эколог».

Количество учащихся МОУ СОШ №36, победивших в различных конкурсах

Год

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

2003-2004

8 чел.

1 чел.

2004-2005

9 чел.

2 чел.

2005-2006

12 чел.

4 чел.

За 3 года 43 ученика школы стали призерами различных конкурсов.

Учащиеся школы в течение многих лет успешно участвуют в предметных олимпиадах различного уровня.

Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах

Год

Количество участников

Школьных

Городских

Республиканских

Общероссийских

Международных

Конкурс по языкознанию «Русский медвежонок»

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

2003-2004

215 чел. (20%)

I место по географии Рожицын В.

I место по литературе Рожицына Е.

III место по географии Крупко Д.

I место по биологии Габова Ю.

II место по географии Рожицын В.

III место по биологии Габова Ю.

IV место по РФ по русскому языку Торлопова Е.

204 чел. (20%)

107 чел. (10%)

2004-2005

279 чел. (27%)

I место по географии Бляхарский Д.

II место по биологии Габова Ю.

III место по рус.яз. Надуткина М.

II место по физкультуре

III место по географии Крупко Д.

-

-

217 чел. (21%)

151 чел. (15%)

2005-2006

430 чел. (41%)

I место по географии Буйный А.

I место по биологии Буйный А.

III место по географии Бляхарский Д.

II место по франц.языку Андреева М.

III место по франц. языку Пономарева Ю.

III место по информатике

I место по географии в конкурсе «Юный географ»

II место по биологии Буйный А.

-

228 чел. (22%)

164 чел. (16%)

Всего

924 чел.

16 призовых мест

3 призовых места

1 призовое место

649 чел.

422 чел.

На муниципальном уровне количество призеров возросло с 4 чел. (2003г.) до 7 чел. (2006г.). 16 раз учащиеся школы становились победителями городских олимпиад.

С каждым годом все большее количество учащихся проявляют социальную и творческую активность, которая подтверждается участием в различных акциях:

Трудовой десант

Акция

«Я люблю свой город»

Акция

«Помоги птицам»

Акция

«Подарок защитнику Отечества»

Акция

«Забота»

Акция

«Мир без наркотиков»

1041 чел.

530 чел.

300 чел.

405 чел.

480 чел.

514 чел.

В работе различных общественных и творческих организаций:

Ÿ  Центр «Лидер»                          - 315 чел.

Ÿ  Научное общество учащихся   - 230 чел.

Ÿ  Пресс-центр «36-я параллель» - 61 чел.

Ÿ  «Светлячок»                               - 412 чел.

Ÿ  Клуб «Романтик»                      - 430 чел.

В социальных проектах:

Ÿ  «Земля – планета людей»         - 984 чел.

Ÿ  «Я – гражданин России»          - 295 чел.

Ÿ  «Честь школы – моя честь»      - 280 чел.

Ÿ  «Будущее, в котором хочется жить» - 430 чел.

Ÿ  «Мы за здоровый образ жизни» - 842 чел.

Ÿ  «История моей страны – история моей семьи – моя история» - 320 чел.

 

Ежегодно увеличивается число выпускников, продолжающих свое обучение в высших и средних учебных заведениях города, республики, Российской Федерации.

Динамика числа выпускников, поступивших в ВУЗы и СУЗы

Учебные заведения

2003-2004 учебный год (в %)

2004-2005 учебный год (в %)

2005-2006 учебный год (в %)

поступление выпускников

на бюджетной основе

 поступление выпускников

на бюджетной основе

 поступление выпускников

на бюджетной основе

ВУЗы

69,6

42

80,4

63,1

81

74,3

СУЗы

18

17,4

16,4

17,4

17

11,7

УНПО

2,9

2,2

2,2

2,2

2

2

ВСЕГО

90,5

61,6%

99

82,5

100

88

Процент поступления выпускников МОУ СОШ №36 в ВУЗы с 2003-2004 учебного года увеличился с 69,6% до 81% в 2005-2006 учебном году, в том числе на бюджетной основе с 42% до 74,3%.

Процент поступления выпускников МОУ СОШ №36 в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования увеличился с 90% до 99%.

В программе развития МОУ СОШ №36 – программе формирования целостной развивающей школы – четко определены и детально проработаны цели и пути их достижения по 3 ступеням образования:

Ÿ  формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения на I ступени образования;

Ÿ  создание развивающей среды единого образовательного пространства школы, способствующей самоопределению, самореализации, творческому развитию личности обучающихся на II ступени образования;

Ÿ  расширению дифференциации и индивидуализации содержания образования за счет введения профильного обучения на III ступени образования.

Участие педагогического коллектива МОУ СОШ №36 в Федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования позволило каждому учителю школы четко осознать качественно новые цели развития образования, определяемые педагогическим сообществом России как наиболее прогрессивные, ясно понять, что данные цели могут быть реализованы только при условии изменения роли учителя в образовательном процессе школы, переводе учителя из носителя учебных знаний в организатора совместной учебной деятельности, а ученика – из объекта в субъект этой деятельности.

Именно это условие позволит сформировать интеллектуально развитую, самостоятельную, творческую, активно развивающуюся, социально мобильную личность выпускника, способную к адаптации и самореализации в быстро меняющемся обществе.


3.2.2. «Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе коммуникативных, в образовательном процессе»

 

 Поиск путей модернизации образовательного процесса привел к широкому внедрению современных образовательных технологий в практику работы школы. Проведен педагогический совет «Современные педагогические технологии обучения», фестиваль открытых уроков, в рамках которого дано 12 уроков, составлена диагностическая карта, позволившая определить общее количество и виды современных педагогических технологий, используемых в учебном процессе школы (диагностическая карта прилагается).

Эффективно используемые образовательные педагогические технологии

Реализуемые образовательные технологии

Показатели эффективности реализации

Результативность

1. Развивающее личностно-ориентированное обучение. Применяют 23 педагога (35%).

 

\s

- включает внутренние механизмы личностного развития школьников

- переводит обучение на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности

Сформирована целостная учебная деятельность

- высокий уровень организационной активности, исполнительской инициативности, самостоятельности, рефлексивности учащихся

Школе присвоен статус Опорной методической площадки КРИРОиПК по направлению «Личностно-ориентированное обучение»

Открытые уроки, семинары для учителей города и республики, для слушателей курсов Л.С. Дягилевой «Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности школьников»

2. Технологии безотметочного обучения. Применяют 29 педагогов на I, II ступени обучения в 1-6 классах.( 44%).

\s

- сформирована контрольно-оценочная деятельность школьников,

- открытая содержательная оценка учебной деятельности

- индивидуальное и личностное ориентированное оценивание

- эмоционально-положительный психологический климат уроков, демократичный стиль общения

Формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения. Опыт работы обобщен, удостоен диплома лауреата выставки «Школа-2006». Постоянно действующий семинар при КРИРОиПК для учителей начальных классов ведет учитель школы Ульянова И.А.

3. Технологии блочно-модульного обучения, в том числе применение ЛОС (листов опорных сигналов). Применяют14 педагогов (21%).

 

\s

Экспериментальная работа по внедрению опыта П.М.Эрднева, В.Ф.Шаталова осуществляется учителями географии, биологии, природоведения, физики. Отмечается:

- четкая организация всего учебного процесса

- изучение учебного материала укрупненными единицами (блоками)

- фиксация теоретического материала в форме логических обобщающих конспектов (ЛОС)

- систематический само и взаимоконтроль за знаниями учащихся

Опыт работы обобщен, издано методическое пособие для учителей (МОиВШ РК, КРИРОиПК), представляющее республику на Всероссийской ярмарке методических разработок в г.Череповце

Открытые уроки для учителей города и республики

4. Технологии использования в обучении игровых методов. Применяют 19 педагогов

(29%).

\s

Позволяет активизировать учебный процесс на всех его этапах (объяснении, закреплении, контроле),

формирует познавательные интересы учащихся Разработаны уроки-соревнования, уроки-КВН, «Брейн-ринг», «Интеллектуальное казино»,»уроки-путешествия», «Крестики-нолики», «Счастливый случай». Во внеклассной работе: «Краеведческое ориентирование по городу и микрорайону»

Методические разработки удостоены диплома на республиканском конкурсе методических материалов 2004г.

5. Технологии обучения в сотрудничестве. Применяют 18 педагогов(28%).

\s

- создание мест для групповой образовательной деятельности в учебном, внеучебном и дополнительном образовательном пространстве школы, объединений этих пространств

- организация тьютерской поддержки личной инициативы ребенка, подростка, старшего школьника

- формирование механизмов саморазвития детских сообществ

«Система туристско-краеведческой работы школы и РЦДЮТур»

- диплом лауреата выставки «Школа-2003»

Общешкольный проект «Модель образовательного пространства школы»

- диплом лауреата выставки «Школа-2006»

6. Здоровьесберегающие технологии. Применяют 65 педагогов (100%).

\s

Осуществляется переход от внедрения здоровьесберегающих технологий к комплексному их использованию при изучении всех предметов учебного плана.

Создана валеологическая программа внеклассной работы с 1 по 11 класс.

Ведутся самостоятельные курсы «Твое здоровье», «Познай себя», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Проводится постоянный мониторинг здоровьесберегающей среды школы

100% охвата школьников здоровьесберегающими технологиями.

Разработаны, утверждены на педагогическом совете, выполняются требования к уроку с позиций здоровьесбережения.

Школа имеет статус муниципальной экспериментальной площадки по здоровьесбережению.

Здоровьесберегающая среда школы оценена в 91 балл (при max 100 баллах).

7. Технологии разноуровневого дифференцированного обучения. Применяют 18 педагогов(28%).

\s

Учет личностного отношения школьников к учебе,

степени обученности и обучаемости, интереса к изучаемому предмету, социальной потребности учащихся и их родителей положены в основу:

- выделения классов общеобразовательных, классов с углубленным изучением гуманитарных и естественно-научных предметов

- деления класса на условные группы в ходе уроков

Разработаны

- разноуровневые рабочие программы;

- дидактические материалы, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий

- контрольно-измерительные материалы по диагностике результатов обучения

50% от поступивших в ВУЗы продолжают учебу по выбранному профилю обучения

8. Технологии проблемного обучения. Применяют 22 педагога (34%).

\s

Реализация учебной деятельности посредством:

- создания проблемной ситуации

- создания условий интеллектуального сотрудничества;

- организации активной самостоятельной деятельности по разрешению проблемы применяется в классах углубленного изучения предметов на уроках литературы, математики, географии, биологии, физики, химии

- повышение мотивации к изучению предмета на уроках

Наблюдается рост познавательной активности школьников.

Уровень обычной несамостоятельной активности вырос на 70%.

Уровень полусамостоятельной активности – на 58%.

Уровень самостоятельной активности – на 41%.

Уровень творческой активности – на 52%.

 

9. Проектные методы обучения. Применяют 8 педагогов (12%).

\s

Широко применяются:

- игровые (соревновательные, аукцион)

- обзорные (телепередача, пресс-конференция)

- исследовательские (презентация, семинар, лабораторное занятие)

- творческие (видео-уроки, концерт, ассамблея)

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Уровень обученности – 100%

Качество обучения – 90%.

Проектные работы, выполненные в технике лоскутного шитья – победители городской и республиканской выставок

10.Информационно-коммуникационные технологии. Применяют 8 педагогов (12%).

\s

Решает задачу комплексного обучения (знаково-образного) за счет использования образовательных сайтов и обучающих программ, учебных тренажеров, электронных библиотек, энциклопедий. Применяется в ходе и при подготовке уроков истории, биологии, литературы, математики, географии, иностранного языка, уроков в начальных классах, внеклассных мероприятиях: конференций, презентаций, проектов

Формируется единое информационное пространство школы

Администрация

Преподаватели

Ученики

Родители

Библиотечный фонд

Выпускается ежемесячная компьютерная газета «36 параллель»

III место в олимпиаде по информатике (работа с информационными материалами «Консультант-плюс»).

 

Динамика количества используемых современных педагогических технологий (по ступеням образования)

Ступени

образования

 

Учебный год

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

2004-2005

8

10

14

2005-2006

9

11

15

2006-2007

11

14

18

Количество используемых современных педагогических технологий за последние 3 года увеличилось на каждой ступени образования и в целом по школе на 73%.

Динамика количества педагогов, эффективно использующих современные педагогические технологии

Ступени

образования

 

 

Учебный год

Начальное общее образование

Количество педагогов

 (в %)

Основное общее, среднее (полное) общее образование

Количество педагогов

(в %)

Всего педагогов (в %)

2004-2005

13 (81)

30 (61)

43 (66)

2005-2006

14 (88)

37 (75)

51 (75)

2006-2007

16 (100)

44 (90)

60 (92)

Количество педагогов, использующих современные педагогические технологии в учебном процессе увеличилось за 3 года с 66% до 92%.

Курсовую переподготовку в КРИРОиПК по программе «Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности школьников» (научный руководитель – кандидат педагогических наук Л.С.Дягилева) прошли 3 заместителя директора по УВР, 30 учителей(51%).

 Организован постоянно действующий семинар на базе школы «Современные образовательные технологии» (100% охват педагогов школы). В рамках семинара с лекциями выступали научные работники КРИРО и ПК, мастер - классы провели учителя – победители конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», победители конкурсного отбора лучших учителей ОУ в рамках ПНПО.

В школе оборудованы 2 компьютерных класса, имеется доступ в систему «Интернет» с каждого рабочего места учащегося. Издательский центр школы включает 1 цветной принтер, 4 черно-белых принтера, 9 единиц ксерокопировальной техники, 3 мультимедийных проектора, ноутбук.

Динамика оснащенности компьютерной техникой (количество учащихся на 1 персональный компьютер)

Учебный год

2004-2005 г.

2005-2006г.

Количество учащихся на 1 компьютер

92

45

Количество учащихся на 1 персональный компьютер уменьшилось вдвое и составило 45 человек.

Количество учителей, обучившихся на компьютерных курсах

Учебный год

Название курсов

2004-2005

2005-2006

2006-2007

КГПИ ЦДО

4

2

1

ИМЦ

-

3

8

КРИРО и ПК

3

4

2

МОУ СОШ №36

7

8

8

Всего

14

17

19

Курсы повышения квалификации за последние три года прошли 50 педагогов, 8 педагогов освоили персональный компьютер самостоятельно.

Динамика роста числа преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере

Учебный год

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Количество преподавателей (в %)

14 (21%)

53 (81%)

59 (90%)

Доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере, увеличилась за три года на 69% и составила 90%.

Динамика готовности преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий

(количество преподавателей, освоивших компьютерные технологии)

Учебный год.

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Количество преподавателей (в %)

12(18%)

22 (34%)

39 (60%)

Готовность преподавателей к использованию информационно-компьютерных технологий в учебном процессе увеличилась с 18 до 60%.

 

 


3.2.3.Обеспечение доступности качественного образования.

 

1. Минимальный по сравнению с региональным процент обучающихся, не получивших основное общее образование до достижения 15-летнего возраста.

В МОУ СОШ №36 сложилась целостная система работы педагогического и родительского коллективов по обеспечению обязательного основного общего образования всеми учащимися школы. С 2004 года ни один ученик не покинул школу до получения им основного общего образования. Все учащиеся МОУ СОШ №36 (100%) получили аттестат об основном общем образовании и продолжили дальнейшее обучение в 10 классе средней (полной) общей школы (57%), учреждениях среднего профессионального образования(25%) и учреждениях начального профессионального образования (18 %).

2. Реализация программы предшкольного образования

Предшкольная подготовка расширяет сферу охвата детей 5-7 лет системным образованием, обеспечивает равные стартовые возможности детям, поступающим в школу, гарантирует плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности. Предшкольное образование регламентируется “Положением о предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста”, создает более благоприятные условия для полноценного развития детей, карьерного роста родителей и благополучия семьи. В рамках преемственности с начальной школой “Предшкольное образование” ориентировано на создание условий, обеспечивающих максимальное развитие ребенка. В основе «предшкольного образования» лежат игровые формы и методы обучения.

Работа с группой дошкольников по программе «Развивающе-обучающие игры», учитывающей индивидуальные особенности детей, осуществляется учителями высшей квалификационной кат