О реализуемых основных и дополнительных образовательных

 программах и технологиях, принятых в качестве основы развития ОУ: 

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

Первая ступень – начальное общее образование, обеспечивающее подготовку обучающихся по общеобразовательным программам начального общего образования (нормативный срок освоения – 4 года).

  Вторая ступень –  основное общее образование, обеспечивающее подготовку обучающихся по общеобразовательным программам основного общего образования (нормативный срок освоения – 5 лет);

           основное общее образование, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам биология в 6, 7, 8, 9 классах (нормативный срок освоения 4 года) и литература в 5, 6, 7, 8, 9 классах (нормативный срок освоения 5 лет).

   Третья ступень – среднее (полное) общее образование, обеспечивающее подготовку  по общеобразовательным программам среднего (полного) общего образования (нормативный срок освоения – 2 года);

    среднее (полное) общее образование, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся  по предметам биология и литература (нормативный срок освоения – 2 года)

        Содержание образовательных программ соответствует действующим федеральным государственным образовательным стандартам: 1-2 классы – БУП 2010года, 3-11 классы – БУП – 2004 года. Школа обеспечивает преемственность образовательных программ в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

 Первая ступень - начальное общее образование обеспечивает развитие и воспитание обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В дополнение к обязательным предметам  вводятся предметы по выбору  обучающихся и их родителей («Мир деятельности», «Риторика», «Краеведение», «Умники и умницы», «Оригами и геометрия», «Изодеятельность», «Начальное моделирование»), направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности, в том числе на овладение элементарными навыками работы с компьютером. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Вторая ступень – основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному определению. В дополнение к обязательным предметам  вводятся предметы в том числе, по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности: «Компьютерные технологии в издательской деятельности школы», «Актерская грамота», «География Республики Коми», «Познай себя», «Навыки успеха», «Музейное дело», «Здоровье и здоровьесберегающий образ жизни» и др.) .

              В классах  с  углубленной подготовкой обучающихся по биологии  и литературе   решаются задачи развития познавательных способностей учащихся в процессе расширения содержания образования и усиления практической направленности в преподавании, создаются  условий для реализации индивидуальных способностей обучающихся и их подготовки к осознанному определению последующей образовательной ориентации. В классах углубленного изучения литературы количество часов превышает часовое наполнение базисного учебного плана на 9 часов. В 5, 6, 7, 8 классах изучается в объеме 4часов (в общеобразовательных классах -2 часа, в соответствии с базисным учебным планом), в 9 классе – 4 часа (в общеобразовательных классах – 3 часа). Увеличение количества часов на изучение литературы позволяет расширить содержание курса за счет увеличения количества изучаемых произведений, использовать в преподавании предмета современные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникативные.    Введение за счет школьного компонента курса «Русская словесность» (1 час в неделю) в 5-6 классах и курса «Культура речи» (1 час в неделю)  в 7-9 классах углубленного обучения способствует реализации практической направленности предмета, формированию коммуникативной, языковой, культуроведческой  компетенции.

В классах углубленного изучения биологии образовательная область «Естествознание», расширяющая круг познавательных интересов обучающихся в области понимания происходящих природных явлений, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, представлена предметами «Биология», «Физика», «Химия». Количество часов на изучение естественнонаучных  предметов в классах общеобразовательных и классах с углубленным изучением литература соответствует базисному учебному плану. Исключение составляет биология,  на изучение которой  в 6  классах за счет школьного компонента выделено 2 часа. В классах углубленного изучения биологии на 1 час в неделю увеличено количество часов  (3 часа в неделю в 6 -  9 классах).  С целью усиления комплексности изучения естественнонаучных предметов  в 9 классе с углубленным изучением биологии увеличено количество часов на изучение химии (3 часа в неделю) и физики (3 часа в неделю) за счет регионального компонента БУП.  Вводится интегрированный курс «Физика-Химия» в 5-6 классах (1 час в неделю), опережающее изучение химии в 7 классах (1 час в неделю)

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Третья ступень – среднее (полное) общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В классах с  углубленным изучением  биологии  и литературы   решаются задачи овладения навыками самостоятельной и поисково-исследовательской работы, самообразования, в том числе с использованием информационных технологий, профессиональной ориентации обучающихся и обеспечения непрерывности среднего и высшего образования.

В классах с углубленным изучением литературы на изучение предмета отводится 2 часа в 10 и 11 классе. За счет школьного компонента учебного плана в 10 и 11 классе выделено по 0,5 часа на изучение курса «Русская словесность», в 11 классе - спецкурса «Современная литература»; за счет часов регионального компонента введен элективный  курс «Русский язык. Практикум по орфографии и пунктуации». Курсы способствуют повышению уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности, ориентированы на развитие коммуникативной компетентности и на подготовку обучающихся  к государственной (итоговой) аттестации.

            Количество часов на изучение литературы в 10Е и 11Е классах  (углубленное изучение биологии) составляет 3 часа в неделю  в полном соответствии с базисным учебным планом. Учебный предмет «Литература» в 10З и 11З классах (углубленное изучение литературы) изучается углубленно в объеме 5 часов в неделю, что соответствует требованиям профильного уровня обучения. В  10З классе 1 час выделен на изучение курса «Коми литература». Кроме того, учебный план школы предусматривает ведение курса «Мировая художественная культура», на изучение которого отводится 1 час в неделю в 10 - 11 классах. Этот курс позволяет осуществить принцип интеграции в системе предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка), реализовать практическую направленность предмета, развивать креативные способности учащихся, формировать духовно-ценностные ориентиры.

            Учебный предмет «Английский язык» в 10Е и11Е классах изучается в соответствии с базисным учебным планом (3 часа в неделю). В 10З и 11З классах с целью дальнейшего развития речевой, лингвистической, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции, обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне выделяется 4 (10 класс) и  5  (11 класс) часов в неделю.

            Образовательная область «Математика»  представлена предметом «Математика» и «Информатика и ИКТ». Учебный предмет «Математика» изучается в 10З и 11З классах в объеме 5 часов в неделю, из них на изучение курса «Алгебра и начала анализа» отводится 3часа, курса «Геометрия»-2 часа, в соответствии с базисным учебным планом. На изучение «Алгебры и начала анализа» в 10Е и 11Е классах выделяется 4 часа, курса «Геометрия»-2 часа.  1 час в неделю в 11Е классе и 0,5 часа в неделю в 10 Е классе выделяется за счет школьного компонента на ведение курса «Математический практикум по решению задач». Курсы ориентированы на практическое овладение математическими знаниями и умениями, развитие пространственного воображения и алгоритмической культуры, совершенствования научного мышления с целью успешной подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.

                        Образовательная область «Естествознание» включает предметы: «Биология», «Физика», «Химия». В 10Е и 11Е классах биология изучается углубленно, 4 часа в неделю, что соответствует требованиям профильного уровня обучения,   и имеет профориентационную направленность. В 10 З классе на изучение биологии отводится 1 час в неделю, в 11З классе -1 час в неделю, что соответствует базовому уровню обучения. В соответствии с базовым уровнем обучения выделяются часы на изучение химии и физики в 10З и11З классах. С целью более глубокого усвоения материала и возможностей использования полученных знаний на уроках биологии, а также с учетом социального запроса в  10Е и 11Е классах увеличено количество часов на изучение химии  (в10 и11 классах -3 часа), что соответствует требованиям профильного уровня обучения. Увеличено количество часов на изучение  физики (в 10 классе -3 часа, в 11 классе -4 часа), что также соответствует требованиям профильного уровня обучения. Кроме того, выделено 0,25 часа в 10Е классе и 0,5 часа в 11Е классе на проведение «Физического практикума по решению задач» и «Практикума по решению задач по общей и неорганической химии». Увеличение количества часов осуществляется за счет часов школьного компонента.

            Учебный предмет «Технология» преподается на профильном уровне по выбору учащихся в МОУ «Технический лицей»,  на базе которого обучающиеся 10-11 классов получают профессиональную подготовку.

           В целом учебный план школы обеспечивает конституционное право ребенка на бесплатное полноценное общее образование. Способствует  достижению цели, которую ставит перед собой педагогический коллектив – формирование способности у учащихся, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества через формирование ключевых компетенций и освоение общих способов действия, обеспечивающих социальную адаптацию молодых людей в условиях меняющегося общества, а также их социальную мобильность, способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей.

На ступени начального общего образования  19 общеобразовательных классов.

На ступени основного общего образования 22 класса,  из них 11 общеобразовательных классов (50% от общего числа классов), 5 классов (23% от общего числа классов) углубленного изучения литературы, 5 классов (23% от общего числа классов) углубленного изучения биологии.

            На ступени среднего (полного) общего образования 4 класса: 2 класса (50% от общего числа классов) углубленного изучения литературы, 2 класса (50% от общего числа классов) углубленного изучения биологии.

На первой ступени образования применяются системно-деятельностные технологии развивающего обучения, используются игровые, проектные методы обучения, система инновационной оценки «Портфолио». Система начального образования школы базируется на дидактических принципах, разработанных  Амонашвили Ш.А., Виноградовой Н.Ф., Петерсон Л.Г., Бунеевой Е.В. организации совместной учебной деятельности, изменения системы контроля и оценки учебных достижений учащихся, введение безотметочного обучения.

На второй и третей ступенях образования используются информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые, деловые и другие виды обучающих игр, проектные методы обучения, технологии блочно-модульного обучения с использованием листов опорных сигналов, лекционно-семинарская система обучения в преподавании базовых общеобразовательных предметов и дополнительных элективных курсов. Мультимедийные диски, обучающие электронные программы, мультимедийные презентации и проекты активно внедряются в учебный процесс.

В школе создано единое информационное пространство. На один компьютер в школе приходится  14 учеников. За последние  годы значительно выросла информационная оснащенность школы: два кабинета информатики, 7 учебных кабинетов оснащены персональными компьютерами, 7 кабинетов – ноутбуками, 20 кабинетов – мультимедийными проекторами, 4 кабинета – интерактивными досками, 18 кабинетов - многофункциональными устройствами (копир-принтер-сканер). Информационные технологии стали широко внедряться в практику работы учителей начальных классов и основной школы: математики, русского языка, литературы, географии, биологии, химии, физики, истории. Педагоги школы  используют мультимедиа-объекты и электронные учебники для иллюстраций на уроках,  мультимедийные тренажёры и программы для организации самостоятельной работы детей, руководят проектной деятельностью. Для учащихся информационные  технологии стали ежедневным инструментом получения знаний, для учителей – средством разработки учебных планов и внедрением их в учебный процесс, для администраторов – источником непрерывного усовершенствования организации и управления учебным заведением.

Школа работает по принципам здоровьесберегающей педагогики  - это готовность и способность обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся. Педагогами в практической работе используется: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.  На базе школы работает стоматологический кабинет. Физическая культура в школе является одним из главных факторов объединяющих оздоровительный и образовательный процессы. В  школе в системе проводится физкультминутки, динамические паузы, уроки здоровья, занятия и тренинги обучающихся с психологом.