Проблемно-ориентированный анализ
Основные проблемы современной школы
| Основные задачи, стоящие перед современной школой | Основные пути решения проблем школы (в МОУ «СОШ № 36») |
Основные проблемы начальной школы: -Снижение показателей здоровья и эмоционального благополучия детей -Нивелируется индивидуальность детей -Разрушается положительное самоощущение школьников -Снижается творческий потенциал и детская инициативность -Отсутствует направленность на развитие ребенка -Снижается уровень и качество обучения учащихся -Низкий уровень подготовки к школе детей, не посещавших детские сады.
| -Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей -Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка -Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе -Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности -Обучение навыкам общения и сотрудничества -Формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться) -Развитие преемственности между дошкольным и начальным общим образованием | -Использование современных технологий, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей -Создание учебной общности учащихся и учителя, изменение роли учителя-перевод его из носителя знаний в организатора учебной деятельности -Изменение системы оценивания учебных достижений учащихся, введение безотметочного обучения -Организовать разнообразные формы детской и детско-взрослой совместности в учебной и внеучебной деятельности -Создание развивающей системы «Начальная школа - детский сад» |
Основные проблемы подростковой школы: -Снижение мотивации к обучению и как следствие резкое снижение результативности обучения -Недостаточность форм социализации подростков, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного действия -Отсутствие целенаправленной работы по формированию интеллектуальной сферы, предметных и надпредметных компетентностей -Отсутствие целостной подростковой школы с различными моделями сочетания образовательных пространств - Необходимость профессионального самоопределения по окончанию 9 класса при несформированности профессиональных интересов у подростка | -Формирование прочных, глубоких знаний основ наук -Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специфических способностей -Формирование общих и специальных умений и навыков -Формирование коммуникативных и рефлексивных навыков -Создание единого образовательного пространства подростковой школы, четко поляризованного на учебное, внеучебное и дополнительное с взаимопереходами из одного в другое -Создание условий, необходимых для формирования ключевых компетентностей, позволяющих совершить учащимся осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута | -Изменение методов обучения, внедрение в учебный процесс активных, интерактивных, опытно-экспериментальных и лабораторных форм организации учебной деятельности -Введение различных форм оценивания и контроля качества знаний учащихся, достижение максимальной объективности, открытости критериев оценки для учащихся -Повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования, использование проектных, информационных технологий, в том числе курсов по выбору (элективных) -Повышение многообразия видов и форм деятельности учащихся во внеучебном и дополнительном образовательном пространстве школы -Организация предпрофильной подготовки: введение элективных курсов, организация информационного и психологического сопровождения, расширение представлений о направлениях профильного обучения в школе, других учебных заведениях города |
Основные проблемы профильной школы: -Усложнение требований к образовательной деятельности старшеклассника и отсутствием специальной подготовки учителя для их реализации -Несоответствие избирательности интересов учащихся и унифицированности учебного плана -Увеличение ориентаций на будущее, прагматических мотиваций, дифференциацией интересов при сохранении обязательности единого школьного расписания -Возрастание потребности в самостоятельности, стремление к партнерским отношениям с взрослыми при сохранении доминирующей роли учителя в учебном процессе, косной формы взаимодействия учителя и ученика
| -Формирование глубоких и прочных знаний основных базовых и профильных дисциплин, необходимых для поступления и дальнейшего обучения в высших учебных заведениях -Создание условий для удовлетворения разнообразных познавательных и профессионально ориентированных интересов обучающихся -Согласование учебных планов и образовательных программ со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами) - Формирование у выпускника школы ключевых компетенций, в том числе социально-коммуникативных, поисково-исследовательских, проектировочных, самостроительных, индивидуально-репродуктивных
| -Укрепление кадрового состава педагогов на завершающей ступени общего образования учителями первой и высшей квалификационных категорий - Привлечение к ведению элективных курсов преподавателей высшей школы (СыктГУ, КГПИ) -Предоставление учащимся старшей школы возможности формирования индивидуальных образовательных программ, индивидуальных профилей обучения -Постоянное отслеживание тенденций индивидуального и коллективного образовательного заказа (психолого-социологический мониторинг) и своевременная корректировка учебных планов и образовательных программ школы - Внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс школы. –Расширение учебно-исследовательских, коммуникативных, проектных форм организации образовательного процесса |
Основные проблемы управления учебно-воспитательным процессом школы | ||
Основные проблемы | Основные задачи | Основные пути решения проблем школы |
-Несмотря на наличие широкого спектра разнообразных органов соуправления и самоуправления преобладание административной составляющей в системе общественно-государственного управления школой
-Рост требований к уровню профессиональной компетентности членов педагогического коллектива в связи с экспериментальной и инновационной деятельностью при недостаточном уровне педагогического мастерства у ряда вновь пришедших в школу педагогов
-Необходимость внедрения в управление учебно-воспитательным процессом школы современных информационных технологий
-Неразработанность критериев определения качества образования, как на уровне образовательных учреждений в целом, так и на уровне педагогов и учащихся
| -Демократизация системы общественно-государственного управления школой, в соответствии с требованиями модернизации общего образования, основными направлениями Приоритетного национального проекта «Образование»
-Совершенствование научно-методической работы с молодыми и вновь прибывшими учителями с целью повышения их теоретической и методической подготовки, готовности к участию в экспериментальной и научно-исследовательской деятельности
- Расширение использования информационно-коммуникативных технологий в управлении учебно-воспитательном процессом школы
-Совершенствование критериальной базы оценки качества образования на уровне школы, на уровне педагогов, на уровне учащихся
| - Модернизация структуры управления школой за счет увеличения количества, расширения полномочий, активизации участия субъектов общественно-государственного управления школой. Создание Управляющего совета школы. -Создание благоприятного психологического климата сотрудничества ученической – учительской - родительской общности в учебном и внеучебном образовательном пространстве
-Организация непрерывных курсов повышения квалификации без отрыва от производства на основе договора о совместной деятельности с КРИРО и ПК - Привлечение к работе в школе ученых-дидактов, социологов, психологов, специалистов по проблемам обучения
- Внедрение автоматизированных рабочих мест директора школы, заместителя директора школы, создание информационно-аналитического банка данных о качестве образовательной деятельности школы
-Создание целостной системы отслеживания индивидуальных достижений учащихся, отдельно по трем ступеням образования, системы учета образовательных и воспитательных результатов педагогической деятельности отдельных учителей и педагогического коллектива в целом
|