КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Целью развития образовательной системы школы является достижение нового качества образования, обновление его структуры и содержания, изменения устройства школьной жизни, демократизации управления школой. Основу программы составляет Модель целостной развивающей школы непрерывного обучения, определяющая образовательные условия, необходимые для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Цель успешной развивающей школы – формирование способности у учащихся, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества через формирование базовой способности (основ теоретического мышления) и освоение общих способов действия, обеспечивающих социальную адаптацию молодых людей в условиях меняющегося общества, а также их социальную мобильность, способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей.
Представленная Модель школы опирается на научно-теоретические положения трудов Л.С.Выгодского, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Б.Воронцова, Г.А.Цукермана, Ш.А.Амоношвили.
При разработке Модели учитывались методические рекомендации МО РФ, Национального фонда подготовки кадров по организации опытно-экспериментальной работы (координатор проекта А.Г.Каспаржак) в рамках Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Модель желаемого состояния образовательной системы школы ориентирована на возрастные особенности учащихся и представлена описанием Модели начальной школы, Модели основной (подростковой) школы, Модели средней (полной) (профильной) школы.
Для каждого выделенного этапа непрерывного образования (начального, основного, среднего) определены приоритеты в содержании и организации образовательного процесса, обеспечена вариативность и личная направленность системы обучения.
Начальный этап образования, состоящий из трех периодов: переходный период от дошкольного образования к начальной школе, период формирования коллективного субъекта учебной деятельности и общности класса, переходный период от начальной школы к основной, решает задачу формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника. Необходимые для решения этой задачи педагогические усилия представлены в виде схемы.
Схема 1. Начальный этап образования.
Пересмотр системы контрольно-оценочной деятельности |
Освоение разных форм совместности |
Работа в ситуации запроса |
Помощь детям в выдвижении и обсуждении предположений при решении учебных задач |
Педагогическая оценка продвижения ребенка |
Умение контролировать свои действия, соотнося их с поставленной учебной задачей и полученным результатом |
Умение сотрудничать с другими людьми |
Адекватная оценка ребенком границ своих знаний и умений |
Контрольно-оценочная самостоятельность МШ |
Становление учебного сообщества в классе |
Изменение позиции учителя |
Подростковый этап школьного образования, состоящий из двух периодов: период формирования индивидуального субъекта учебной деятельности и переходного периода от основной к профильной школе (период осмысления и самоопределения), решает задачу формирования учебной самостоятельности подростка (схема 2) и предоставления места для пробы сил в учебном, внеучебном, дополнительном образовательном пространстве.
Схема 2. Собственно подростковый этап развивающего образования.
Концентрированное обучение |
Индивидуальные образовательные маршруты (траектории учащихся) |
Разные типы проектных форм; построение учебного процесса |
Учебная самостоятельность подростка |
Поисково-исследовательский (пробный) характер содержания и координации учебных дисциплин |
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся |
Уровневая безотметочная система оценивания учащихся (базовый уровень, проектно-рефлексивный, творческий) |
Этап старшей профильной школы – этап глубокой дифференциации, построенный на реализации индивидуальных образовательных программ школьников, ориентированных, с одной стороны, на продолжение образования в высшей школе, с другой – на реализацию внутренних потребностей учащихся.
Схема 3. Этап глубокой дифференциации (этап старшей профильной школы).
Изучение минимума образования методом погружения |
Предъявление результатов выполнения ИОП |
Итоговая аттестация в форме ЕГЭ |
Самоопределение и подготовка к продолжению образования в высшей школе |
Разработка и выполнение индивидуальных образовательных программ учащихся |
Модель целостной возрастной школы повышает преемственность между ступенями образования и ответственность субъектов образовательного процесса за результаты образования, обеспечивает плавный, бескризисный переход детей из одного возраста в другой за счет роли переходных этапов (1, 4-5, 9-10 классы) в образовании. Создает условия для выращивания самостоятельности, инициативы и ответственности, учащихся за счет введения безотметочной системы оценивания на начальной и частично основной ступени обучения, введения разнообразных форм организации обучения и развития школьников.
Преемственность обучения в рамках общего образования
Начальное общее образование | Основное общее образование | Средне (полное) общее образование | |
Цель | |||
Контрольно-оценочная самостоятельность младшего школьника | Учебная самостоятельность | Самоопределение и подготовка к продолжению образования в высшей школе | |
Результаты | |||
1. Освоение разных форм совместности учебной деятельности 2. Изменение позиции учителя 3. Пересмотр системы КОД | 1. Самостоятельная, индивидуальная работа учащегося 2. Уровневая система оценивания (базовый, творческий, поисково-исследовательский уровни) | 1. Изучение минимума содержания образования методом погружения 2. Освоение индивидуальных образовательных программ | |
Инициативный подросток |
| Подросток, обладающий учебной самостоятельностью | |
Ключевая компетентность – способность действовать самостоятельно и ответственно при решении учебных и практических задач | |||
1. Обнаружение противоречий 2. Анализ ситуации и ресурсов 3. Выбор способа разрешения ситуации | 4. Применение способа действия 5. Получение результата 6. Соотношение с исходными дефицитами | ||
Ключевой задачей построения модели подростковой школы является создание образовательного пространства школы и выделения в нем нескольких подпространств, структурированных по принципу: подготовка – опыт – практикумы, курсы по выбору, к подпространству демонстрация – участие в конкурсах, семинарах, защита творческих работ, проектов.
Поэтому необходима поляризация образовательного пространства на учебное (новые формы организации учебного процесса), внеучебное (наличие предметных «мест» вне урока) и дополнительное.
Особенности образовательного процесса в учебном
и дополнительном образовательном пространстве школы
| Учебное пространство | Дополнительное пространство |
Организация образования | Регламентированные учебные программы и классно-урочная система, контроль уровня знаний | Вариативность и свободная форма присвоения знаний (сфера неформального образования) |
Характер образования | Базовое среднее образование во всех областях знаний, дифференциация по дисциплинам | Избирательное образование, «самостоятельное и добровольное», междисциплинарный подход |
Основной путь образования | Через присвоение информационных эталонов и формирование способностей к самостоятельному развитию в профессиональном и общекультурном планах | Через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта |
Ведущий характер образования | Вербальный | Интерактивный |
Основной характер отношений | Субъект – объектный (учитель – ученик), регламентированный, существование иерархии | Субъект - субъектный, неформальный, коммуникация, диалог, самостоятельность |
Организация пространства | Специальное здание со структурой классных и других помещений | Любое помещение без строгой структуры с трансформирующимися элементами |
. Совершенствование предметно-пространственной среды подростковой школы заключается в интеграции учебного и дополнительного пространства в единое образовательное пространство школы, основными принципами организации которого являются:
1. Принцип непрерывности и преемственности:
урок предметный кружок факультатив спецкурс
2. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновения базового и дополнительного образования.
3. Принцип индивидуализации.
4. Принцип деятельностного подхода.
5. Принцип творчества.
6. Принцип разновозрастного единства.
7. Принцип открытости системы.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО |
| |||||
Учебное пространство Пространство подготовки | Дополнительное пространство Пространство опыта |
| ||||
Уроки, лекции, семинары, курсы по выбору, мастерские, предметные кружки |
Кружки, секции, студии, клубы, салоны, хор, экспедиции
|
| ||||
| ВНЕУЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО Пространство демонстраций: |
| ||||
| Конкурсы, турниры, семинары, выставки творческих работ, защита проектов, праздники, традиционные мероприятия, школьный совет, совет дела, совет параллелей |
| ||||
Для достижения поставленных целей и результатов был принят ряд принципиальных управленческих решений:
- Осуществлен частичный (5, 6, 9, 10 классы) переход на БУП-2004г., основанный на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта и обеспечивающий возможность организации гуманитарного и естественно-научного (биолого-географического) профилей на средней (полной) общей ступени образования, предоставивший обучающимся выбор профильных и элективных учебных предметов, составление индивидуальных образовательных траекторий.
- Изменилось отношение субъектов образовательного процесса к расписанию учебных занятий как стабильному, постоянному в течение всего учебного года. Расписание учебных занятий, режим работы школы становятся более мобильными, подвижными, в соответствии с учебно-педагогическими задачами, стоящими перед конкретным классом, учителем, учеником.
- Для решения задач, связанных с развитием учащихся, с достижением результатов обученности (в том числе личностно значимых для учащихся) корректируются рабочие учебные программы в зависимости от уровня обучения (общеобразовательный, углубленный, профильный, дополнительный).
- Для организации безотметочной системы оценивания, использования качественной оценки учебных достижений школьников, введения предпрофильной подготовки и профильного обучения, новых форм итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах создан ряд локальных нормативно-правовых актов на уровне школы:
- «Положение о безотметочной системе оценивания учебных достижений младших школьников»;
- «Положение о предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов»;
- «Положение о профильных классах»;
- «Положение об элективных курсах (курсах по выбору)»;
- «Положение о портфолио (папке личных достижений) учащихся школы»;
- «Положение об итоговой аттестации в 9, 11 классах»;
- «Положение о межпредметном методическом объединении учителей начальной и основной школы»;
- «Договор о совместной деятельности школы и родителей по обучению и воспитанию детей».
Все эти документы разработаны в рамках действующего «Закона об образовании» и внесены в Устав школы.
Основные преимущества Модели построения целостной возрастной школы:
- Повышает преемственность между ступенями образования и ответственность всех субъектов образовательного процесса за результатом образования.
- Обеспечивает бескризисный, плавный переход детей из одного возраста в другой за счет особой роли переходных этапов (1, 4-5, 9-10 классы) в образовании. Учитывает психолого-физиологические особенности обучающихся.
- Создает условия для развития самостоятельности, инициативности и ответственности учащихся за счет введения безотметочного оценивания, разнообразия форм организации учения школьников, объединения учебного и внеучебного, дополнительного образовательного пространства.
- Дает возможность получить новое качество образования за счет деятельностного подхода к построению образовательного процесса.
- Создает условия для реализации личностно-значимых задач в образовании старших школьников за счет профильного обучения через индивидуальные образовательные программы.
Описание желаемой Модели начальной, основной и средней (полной) школы представлено в соответствии со следующей структурой:
- Краткая психологическая характеристика возраста школьников.
- Обоснование актуальности предложенной Модели.
- Основные задачи данной ступени обучения.
- Особенности организации образовательного процесса.
- Актуальные цели и задачи внедрения Модели в образовательный процесс школы.
- Способы реализации поставленных задач при организации образовательного процесса.
Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели подростковой школы
| Этапы | Основное содержание |
I этап Аналитико-подготовительный | Сентябрь-октябрь 2006г. |
|
Прогнозируемый результат | Обоснование актуальности внедрения Модели подростковой школы | |
II этап Организационно-деятельностный | Октябрь-ноябрь 2006г. |
|
Прогнозируемый результат | Создание Модели подростковой школы | |
III этап Реализационно-деятельностный | Декабрь 2006г. – сентябрь 2009 г. |
|
Прогнозируемый результат | Внедрение Модели подростковой школы | |
IV этап Презентационно-обобщающий | Сентябрь 2009г. - сентябрь 2010г. |
|
Прогнозируемый результат | Обобщение результатов по внедрению Модели подростковой школы |
Основные этапы перехода к предпрофильной подготовке и профильному обучению.
| Этапы | Основное содержание |
I этап Аналитико-подготовительный | Ноябрь-май 2005-2007 г.г. |
|
Прогнозируемый результат | Создание условий для перехода к предпрофильному и профильному обучению на основной и старшей ступени образования | |
II этап Организационно-деятельностный | Разработка предпрофильного обучения
2006-2007 учебный год |
|
Прогнозируемый результат | Создание Модели профильного обучения на старшей ступени образования | |
III этап Реализационно-деятельностный | Внедрение Модели профильного обучения
2007-2009 г.г. |
|
Прогнозируемый результат | Создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования | |
IV этап Презентационно-обобщающий | Июнь – ноябрь 2009 года |
|
Прогнозируемый результат | Функционирование школы в режиме профильного обучения |