МОДЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей, на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Основной потребностью младших школьников является занятие качественно-нового социального статуса - статуса ученика, потребность в развитии умственной деятельности во внутреннем плане, в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. Чтобы стать максимально эффективным, содержание обучения должно соответствовать потребностям ребенка. В этой связи задача в обучения начальной школе заключается в формировании компетентности учащихся в сфере применения базы знаний, необходимых для перехода в основную школу. Это способствует любознательной заинтересованной удовлетворенности, осознанию необходимости усвоенного материала, интеллектуальной удовлетворенности, полученной от процесса обучения. В качестве способа или формы, позволяющих осуществить реализацию поставленной задачи, выступает учебная самостоятельность школьников как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
Обоснование актуальности формирования модели начальной школы
Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимо:
- Расширение прав ребенка и родителей;
- Уважение личности ребенка;
- Учет образовательных интересов каждого ученика;
- Соответствие образовательного процесса возрасту;
- Обеспечение полноценного психического и физического развития;
- Охрана здоровья детей.
Эти принципы должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях.
Главным приоритетом с самого начала обучения в школе должна быть направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом учебный процесс должен быть нацелен на становление учебного сообщества, т.е. группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия.
Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем.
Варианты образовательных программ школы, предметно-пространственной среды в младших классах, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с учителями начальной школы способствуют гуманизации образования.
Основные негативные тенденции начальной школы состоят в том, что:
- Показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительные (широко распространена школьная дезадаптация);
- Присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не развивается, а разрушается;
- Средствами начального образования гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольников, исчезает детская инициативность;
- Нивелируется индивидуальность детей;
- Сохраняется чисто формальная, «ЗУНовская» ориентация, отсутствует направленность на развитие ребенка;
- Падает уровень и качество обучения.
Основные задачи обучения:
- формирование положительной мотивации к учению;
- психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу;
- начало формирования коммуникативных и общеучебных навыков;
- начало развития общих способностей детей и их диагностика;
- формирование необходимых для средней школы знаний, умений и навыков;
Особенности образовательного процесса.
Направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступать как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная школа. Начальная школа рассматривается не изолированно, а как элемент целостной системы в рамках непрерывного образования. Это позволяет применять конкретные образовательные технологии построению переходного периода – от дошкольного образования к начальному и от начальной школы к основной.
В начальной школе образовательный процесс сориентирован:
- На возрастные особенности младших школьников.
Принцип самооценки каждого возраста предполагает:
- полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста;
- опору на достижения предыдущего этапа развития;
- нацеленность на развитие у ребенка в первую очередь фундаментальных способностей, обеспечивающих успешность обучения на следующей ступени образования.
- На индивидуальные особенности развития детей.
Учитель должен замечать и поддерживать индивидуальные проявления инициативности, самостоятельности, ответственного действия, создавать условия для их возникновения.
Средствами обучения педагоги воспитывают в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
В умении учиться выделяются две составляющие:
1. Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не достает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании.
2. Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос: как научиться? Существует три ответа на данный вопрос: 1) самостоятельно изобрести недостающий способ действия, т.е. перевести учебную задачу в творческую, исследовательскую, экспериментальную; 2) самостоятельно найти недостающую информацию в книгах и Интернете; 3) запросить недостающие данные у знатока и умельца.
Цели и принципы компетентностно-ориентированного образования воплощаются в конкретных образовательных технологиях. Условия развития учебной самостоятельности в образовательном процессе на начальной ступени школы весьма многочисленны и разнообразны. Они предполагают организацию различных форм работы на уроке и вне его, особые способы построения образовательной среды и расписания, работу с родителями во всем ее многообразии, создание сообщества педагогов и многие другие стороны жизни школы. Однако ядро учебной самостоятельности в начальной школе обеспечивают следующие направления:
- Изменение системы оценивания учебных достижений школьников.
- Организация разных форм детской и детско-взрослой совместности.
- Изменение позиции учителя.
Актуальные цели и задачи педколлектива по внедрения модели в образовательный процесс школы
Ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося мира становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека.
Цели образования в начальной школе:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
- Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:
- Побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
- Обучение навыкам общения и сотрудничества;
- Поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
- Расширение опыта самостоятельных выборов;
- Формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей).
- Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка.
В рамках общих целей начального школьного образования выделены следующие задачи:
- Использовать образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей.
- Создать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.
- Обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебной познавательной деятельности в учебном процессе, включать учебно-познавательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, трудовой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижение и опыт детей в различных дошкольных видах деятельности.
- Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников).
- Оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка.
- Создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.
Основные критерии успешного завершения стабильного этапа начального образования:
- Обучающиеся в классе уже умеют сообща выполнять учебную работу, помогают в учении друг другу.
- Дети с удовольствием проводят вместе внеучебное время.
- Каждый ребенок освоил значительное учебное содержание и способы совместной деятельности, ценит себя за свои учебные достижения, может самостоятельно ставить цели ближайшего шага своего совершенствования в учебных умениях.
- Дети самостоятельно и систематически выполняют домашние задания, обращаясь за помощью к родителям лишь в исключительных случаях.
Организация деятельности по внедрению Модели в образовательный процесс школы
| Этапы | Основное содержание |
Пропедевтический этап | Аналитико-подготовительная работа (2001-2003 г.г.) | Организационно-педагогические аспекты обновления начальной школы.
|
Прогнозируемый результат | Создание условий для разработки Модели начальной школы | |
Основной этап | Разработка Модели начальной школы (2004-2006 г.г.) |
|
Прогнозируемый результат | Создание Модели начальной школе | |
Завершающий этап | Внедрение Модели начальной школы. Функционирование начальной школы в режиме развивающего обучения (2009-2010 учебный год) |
|
Прогнозируемый результат | Функционирование начальной школы в режиме развивающего обучения |