Профильное обучение ориентирована на обеспечение целей образования, связанных с приобретением старшеклассниками качеств, необходимых для дальнейшего эффективного функционирования в жизни – способность оценивать деятельность и ее результаты относительно разнообразных требований, совершенствование опыта разнообразной продуктивной коммуникации и становление социально-коммуникативной компетентности.
Внутришкольная профилизация | Цель: индивидуализация и дифференциация обучения | ||||||
Гуманитарный профиль | Элективные курсы |
|
Блочно-модульная организация учебного процесса | Оценка учебных достижений учащихся | |||
Профильные общеобразовательные предметы | |||||||
Базовые общеобразовательные предметы | ЕГЭ по профильным и базовым предметам | Индивидуальная накопительная оценка | |||||
Естественно-научный профиль |
Индивидуальные образовательные программы | ||||||
Профильные общеобразовательные предметы | |||||||
Элективные курсы | |||||||
Результат: Воспитание самостоятельного члена общества, умеющего брать ответственность за себя, в том числе в продолжении образования |
Базисный учебный план средней (полной) школы (модель внутришкольной профилизации) предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.
Базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. Набор этих курсов функционально полный (с точки зрения реализации задач общего образования), но минимальный. Включает обязательные общеобразовательные курсы (образовательные области): математика, русский язык и литература, иностранный язык, история, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания для естественно-научного профиля, естествознания – для филологического профиля.
Профильные общеобразовательные курсы – курсы повышенного уровня (углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, математика, биология – профильные курсы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранный языки – в филологическом профиле.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Также элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в классе гуманитарного профиля, может выбрать курс «Экология». А школьник из класса естественно- научного – расширить свои знания в области искусства.
Распределение учебных часов между базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП-2004 г.: 18 час. в неделю – на базовые, 8 час. – на профильные, 6 – на элективные.
Соотношение объемов базовых, профильных и элективных курсов: 50% - 30% - 20%.
Технологии образовательного процесса
в условиях профильной и предпрофильной подготовки
| 10-11 классы Профильное обучение | К Т Д | КСО, ГСО, проект, КСО, ГСО, модульная технология, тренинги, учебные исследования, образовательная интегрированная экспедиция |
|
Принципы применения образовательных технологий | ||||
Формы организации образовательного пространства
Учебный план | Система обучения | Формы обучения | Система аттестации |
Базовые общеобразовательные предметы | Макроколлективная (школьная) | Урок, олимпиада, конференция, КТД | Контрольная работа, тест, зачет, экзамен |
Профильные общеобразовательные предметы | Мезоколлективная (классно-урочная) | Урок, лекция, семинар, «погружение», КТД | Контрольная работа, тест, зачет, экзамен |
Элективные курсы | Микроколлективная (групповая) Индивидуальная | Групповое занятие, семинар, спецкурс, спецпрактикум, коллоквиум, час общения, консультации, собеседование, исследовательская работа, проект | Тест, зачет, защита реферата, проекта, творческих исследовательских работ, конкурс проектов |
Образовательное пространство старшей школы, выстроенное таким образом, сможет способствовать решению возрастных задач и задач индивидуализации образования, если оно основывается на следующих принципах:
- Четко представленные учащимся различия программ базового, профильного и элективного компонентов. Учащийся старшей школы должен иметь возможность выбирать программы для своего обучения на основе сравнения целевых установок, характеристик программ.
- Возрастающая ответственность субъектов образовательного процесса. Согласование учебных планов и образовательных программ отдельного учащегося и школы в целом должно стать обязательной процедурой. Такое согласование, во-первых, постоянно обращает учащегося к анализу, пересмотру, обоснованию своего выбора, актуализирует ответственность за свои намерения, а во-вторых, позволяет школе учитывать тенденции индивидуального и коллективного образовательного заказа и организации процесса обучения.
- Возможность изменения профиля обучения. При изменении будущей профессии может измениться профиль обучения. В старшей школе ученик должен осознанно отказываться от одного в пользу другого, пройдя через ряд профессиональных проб. А соответственно, он должен иметь возможность изменить профиль обучения при наличии веских обоснований, не переходя из школы в школу и из класса в класс.
- Возможность формирования учащимися собственного профиля обучения на основе предлагаемых профильных и элективных курсов. Структура профильного обучения должна быть достаточно гибкой для того чтобы учащиеся имели возможность изучать отдельные интересующие их профильные и элективные курсы, складывающие индивидуальный профиль обучения.
- Дополнительные возможности самоопределения в образовательной среде. Модель многопрофильной старшей школы должны предполагать расширение возможностей профиля за счет приглашения внешних специалистов, представителей профессиональных сообществ для ведения практических занятий и сопровождения социальных проектов.
Актуальные цели и задачи работы педагогического коллектива по внедрению модели профильной школы.
- Организация образовательного пространства школы сообразного старшему школьному возрасту.
- Поиск таких форм организации учебных занятий и их сочетаний, которые в максимальной степени способствуют становлению ключевых компетентностей выпускника, проходящего период учебного, профессионального и социального самоопределения.
- Формирование социальных компетенций, которые позволяют выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь:
- Самостроительная компетенция: овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
- Социальная компетенция, или компетенция солидарности: овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни;
- Индивидуально-репродуктивная компетенция: овладение основами педагогической и творческой деятельности;
- Поисково-исследовательская компетенция;
- Проектировочная и программная компетенция: овладение способами составления проектов и программ.
- Желаемые результаты обучения:
- Приемы и способы учебно-исследовательской и проектировочной деятельности;
- Коммуникативные навыки и умения (вести диалог; участвовать в дискуссии; активно слушать; выступать по теме и т.д.);
- Способы и приемы самостоятельной работы с источниками информации;
- Интеллектуальные умения (работа с понятиями, обобщение, анализ, сравнение, классификация и т.д.).
Для реализации поставленных целей и достижения требуемых результатов необходимо использовать новые педагогические средства и формы организации образовательного процесса:
- Ввести в практику такую организацию образовательного процесса, которая позволяла бы ученику формировать индивидуальные учебные планы;
- При организации образовательного процесса, наряду с традиционными формами, необходимо использовать групповые и индивидуальные учебные занятия;
- Дать старшекласснику возможность приобрести учебно-исследовательские и проектировочные умения, необходимые для адаптации к начальному, среднему и высшему профессиональному образованию;
- Использовать способы и приемы, направленные на инициирование познавательной активности старшеклассника, в работе с учебными и оригинальными текстами;
- Использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик, как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций;
- При организации образовательного процесса создавать условия, направленные на формирование у старшеклассника коммуникативных умений (вести диалог, дискуссию; публично выступать по теме и т.п.).
Способы реализации поставленных задач профильной школы:
- Изучение образовательных возможностей основных форм организации образовательного процесса, в том числе, наиболее соответствующих особенностям юношеского возраста (школьная лекция, семинарское занятие, практикум, собеседование, зачет, учебно-исследовательская и проектировочная мастерская и др. в их сочетании);
- Разработка требований и методики составления расписания, максимально учитывающего индивидуальные образовательные траектории (с учетом единого экзамена);
- Описание методик мониторинга учебных успехов в условиях организации занятий по выбору ученика;
- Создание эффективной системы коррекции затруднений в учебной деятельности в старшем звене школы;
- Определение требований к предметно-пространственной среде в старшей школе, стимулирующей активность учащихся;
- Описание опыта взаимодействия с внешкольными учреждениями для совершенствования развивающей деятельности;
- Разработка нормативных документов по организации рационального финансирования участия учреждений дополнительного образования в осуществлении образовательного процесса для старшеклассников по искусству, технологии, физкультуре и др.;
- Организация экстерната, дистанционного образования в старшем звене;
- Определить и описать критерии достижения учебных результатов в соответствии с поставленными целями, а также процедуры оценивания учащимися уровня их достижения.
Организация деятельности педагогического коллектива по внедрению Модели профильной школы.
| Этапы | Основное содержание |
I этап Аналитико-подготовительный | Ноябрь-май 2005-2007 г.г. |
|
Прогнозируемый результат | Создание условий для перехода к предпрофильному и профильному обучению на основной и старшей ступени образования | |
II этап Организационно-деятельностный | Разработка предпрофильного обучения
2006-2007 учебный год |
|
Прогнозируемый результат | Создание Модели профильного обучения на старшей ступени образования | |
III этап Реализационно-деятельностный | Внедрение Модели профильного обучения
2007-2009 г.г. |
|
Прогнозируемый результат | Создание системы профильного обучения на старшей ступени общего образования | |
IV этап Презентационно-обобщающий | Июнь – ноябрь 2009 года |
|
Прогнозируемый результат | Функционирование школы в режиме профильного обучения |