ОГЛАВЛЕНИЕ
| 3 |
| 4 |
| 11 |
Проблемно-ориентированный анализ | 13 |
| 16 |
Общие идеи, цели, задачи развития образовательной системы школы. | 21 |
Модель начальной развивающей школы | 21 |
Модель подростковой школы | 25 |
Модель профильной школы | 32 |
| 39 |
| 40 |
Организация деятельности по внедрению Модели (начальной, подростковой, профильной) в образовательный процесс школы | 41 |
Организация деятельности по научно-методическому сопровождению опытно-экспериментальной работы | 45 |
Организация деятельности по совершенствованию общественно-государственной системы управления школой | 46 |
| 48 |
VIII. План реализации Программы развития | 52 |
| 57 |
| 58 |
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Перспективная программа развития образования на 20010-2011 гг. |
Основания для разработки программы | Приоритетные направления развития общего образования в России Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ от 18 июня 2005 г. №92-ФЗ от 21 июля 2005 г. №100-ФЗ Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №1756-р Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2873 Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-08 г.г.) Типовое положение об общеобразовательном учреждении от 01.02.2005г. №49 |
Заказчик программы | Родительский и ученический коллективы |
Разработчики | Администрация МОУ СОШ №36 |
Основные исполнители программы | Администрация, педагогический коллектив, ученический, родительский коллективы. |
Сроки реализации | 2009 -2011 год. |
Конечная цель | Создание механизмов устойчивого развития новой Модели школы, позволяющей обеспечить достижение качественного образования путем обновления структуры и содержания общего образования. |
Задачи | - Совершенствование содержания и образовательных технологии для обеспечения условий для формирования гармонично развитой, образованной, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам СОШ №36. - Повышение эффективности управления образовательным процессом для обеспечения качества образовательных услуг, повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива. - Совершенствование системы общественно-государственного управления школой для развития независимых форм оценки качества образования, повышения открытости и инвестиционной привлекательности школы. - Оптимизация нагрузки учащихся, расширение возможностей дополнительного образования для сохранения здоровья обучающихся. |
Перечень основных направлений по переходу к новой Модели школы | Основные направления: - переход к качественно новой Модели школы, направленной на повышение качества образования; - решение проблем преемственности между дошкольным, начальным общим, основным общим, средним (полным) общим и высшим образованием; - расширение условий социальной практики за счет объединения учебного, внеучебного, дополнительного образовательного пространства; - дифференциация и индивидуальное обучение посредством введения предпрофильного и профильного обучения; - создание программы «Начальная школа – детский сад» - широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс школы; - внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий (сохранение, формирование, укрепление здоровья обучающихся); - развитие научно-методической, экспериментальной и инновационной деятельности педагогов и сотрудников; - формирование эффективных экономических механизмов развития образования в качественно новой Модели школы. |
Ожидаемые результаты | -Выработка механизмов устойчивого развития качественно новой Модели МОУ «Средняя общеобразовательная школа №36 с углубленным изучением отдельных предметов» ГО «Сыктывкар», обеспечивающих комплекс условий для формирования гармонично развитой, широко образованной, социально активной личности обучающегося. -Улучшение организационно-педагогических условий осуществления образовательного процесса школы. Рост творческого потенциала учителей, внедрение новых эффективных современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных. -Демократизация системы государственно-общественного управления школой: Создание условий для привлечения родителей и общественности к развитию образовательной среды школы. -Рост удовлетворенности качеством образовательных услуг учащихся и их родителей. - Формирование личности выпускника на основе принятия и усвоения им общечеловеческих ценностей, личности с хорошо развитым интеллектом, высоким уровнем культуры, личности, способной к активной жизни, труду, творчеству, адаптированной к жизни в обществе и берущей на себя ответственность за свое собственное благополучие. -Обеспечение доступности и достижение высокого качества обучения и воспитания, формирование у выпускников школы ключевых компетентностей. Создание условий для творческого развития учащихся во внеурочной деятельности. На начальной ступени общего образования -Повышение уровня и качества обучения -Повышение адаптации младших школьников к учебному процессу -Формирование основ учебной самостоятельности младших школьников -Рост инициативности, самостоятельности, творческой активности школьников -Сохранение и укрепление здоровья младших школьников -Освоение учащимися различных совместных форм учебной и внеучебной деятельности На основной ступени общего образования -Повышение результативности обучения, рост предметных и надпредметных компетентностей -Формирование учебно-практической самостоятельности и социальной активности учащихся - Готовность учащихся 9 классов к образовательному и профессиональному самоопределению На средней ступени общего образования -Повышение результативности обучения, рост ключевых компетентностей, в первую очередь интеллектуальных -Четкое образовательное и профессиональное самоопределение учащихся 11 классов -Формирование потребности в самосовершенствовании, самообразовании -Овладение умением планировать и программировать собственное благополучие -Формирование у учащихся социально-коммуникативных компетенций
|
II .ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Школа №36 основана в 1970 году как общеобразовательная полная школа. 8 мая 2003 года муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №36 с углубленным изучением отдельных предметов» Министерством образования и высшей школы Республики Коми была выдана лицензия А №098897 на право ведения образовательной деятельности сроком на пять лет.
В школе реализуются программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку по предметам гуманитарно-филологического (литература) и естественно-научного (биология) направления.
После аттестации 2003 года школой успешно пройдена процедура государственной аккредитации и 29 января 2004 года получено свидетельство АА 077962, которым установлен статус: общеобразовательное учреждение (тип ОУ) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (вид ОУ).
Углубленное изучение предметов не является самоцелью школы, а служит средством интеллектуального развития школьников.
Кадровый состав учителей неоднороден. В школе работают учителя, стоявшие у истоков школы: Степанова Н.А., долгие годы возглавляющая профсоюзную организацию; учитель французского языка Пыстина Г.А., руководитель городского МО учителей французского языка; аккомпаниатор Королев В.С. В школу после окончания педагогического института вернулись выпускники: учитель трудового обучения Изъюров С.Л., учитель русского языка и литературы Леонова Л.А., учитель начальных классов Колпакова О.Н.
Кадровый состав учителей | Количество учителей |
1. Распределение педагогов школы по возрасту | \s Средний возраст педагогов – 36 лет |
2. Распределение педагогов школы по педагогическому стажу | \s Более 50% педагогов школы имеют стаж более 10 лет |
3. Распределение педагогов школы по разрядам ЕТС | \s 66,2% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категория |
В школе обучается 1100 учащихся. По социальному составу 20% учащихся из семей служащих, работающих в основном в бюджетной сфере, 48% семей рабочих. Растет число семей мелких предпринимателей. Количество учащихся из семей мелких предпринимателей за три года возросло с 12% до 16%. 4% семей безработных или имеющих непостоянное место работы. 29% обучающихся из неполных семей. Только 32% родителей имеет высшее образование. 6% родителей не мотивированы на приобретение детьми образования из-за низкого социального статуса и степени образованности, что затрудняет выработку мотивации у учащихся для обучения в школе и для продолжения обучения после окончания школы.
Школа на договорной основе сотрудничает с близко расположенными КГПИ и СыктГУ, педагогическим колледжем для подготовки выпускников к продолжению образования после окончания школы, для организации и проведения элективных курсов. Для обучающихся вышеназванных учебных заведений школа является постоянной базой для прохождения практики студентов естественно-географического факультета, факультета иностранных языков, физико-математического, филологического факультетов, факультета педагогики и методики начального образования, инженерно-технологического факультета.
Близкое расположение Детской юношеской спортивной школы «Юность», наличие Центра дополнительного образования, заключение договоров с РЦДЮТур позволило охватить внеклассной работой больший процент обучающихся. Интерес к внеклассной работе вызван и тем, что многие спортивные секции, кружки туристического, этнографического и эстетического направления наряду с педагогами школы ведут специально подготовленные специалисты.
Результаты анализа занятости обучающихся во внеурочное время представлены в таблице.
Год | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 |
РЦДЮТур | 50 | 74 | 85 |
МОУ СОШ №36 | 976 | 990 | 1010 |
МОУ ДОД ЦДО №36 | 808 | 820 | 830 |
Другие внешкольные учреждения | 118 | 97 | 99 |
Педагогический коллектив школы, реализуя Программу развития образования, в течение ряда лет решал проблему совершенствования структуры и содержания общего образования, апробировал новые модели обучения и внутришкольного управления. Учителя школы активно участвовали в эксперименте по введению цикло-блочной системы организации учебного процесса, опережающего обучения по предметам естественнонаучного цикла, применения листов опорных сигналов в практике преподавания математики, физики, русского языка, географии и биологии.
С 1 сентября 2001г. в соответствии с Приказом МО и ВШ РК от 21.05.01г. №2093 школа включилась в федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Цель эксперимента - выявление эффективных методов достижения нового качества образования, таких образовательных результатов, которые обеспечат выпускникам возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности в условиях демократичного общества с рыночной экономикой. С 2005 года эксперимент по модернизации структуры и содержания общего образования продолжается на муниципальном уровне на основной ступени обучения.
Содержанием экспериментальной работы были следующие аспекты педагогической деятельности:
- апробация экспериментального БУП № 1;
- апробация учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта профессор Н.Ф.Виноградова) ;
- апробация учебно-методического комплекса «Школа 2100»;
- апробация учебников, рекомендованных для экспериментальной работы в 10-11 классах.;
- совершенствование технологического обеспечения образовательного процесса: корректировка представлений учителей о сущности педагогической деятельности (перевод учителя из носителя знаний в организатора учебной деятельности, а ученика из объекта этой деятельности в субъект);
- формирование системы мер, направленных на повышение профессионального мастерства учителей, на развитие творческого потенциала коллектива в целом, на повышение качества и эффективности образовательного процесса;
- формирование системы мер, направленных на адаптацию и поступательное развитие личности в условиях школьной преемственности образования на разных ступенях обучения.
За годы экспериментальной работы проведены мониторинги по следующим направлениям:
- оценка состояния здоровья обучающихся;
- оценка учебной нагрузки обучающихся;
- оценка внеучебной нагрузки обучающихся;
- оценка социально-профессионального самоопределения обучающихся 9 классов;
- оценка учебных достижений обучающихся, участвующих в эксперименте, по предметам: математика, русский язык, чтение (начальная школа), русский язык, алгебра, биология, обществознание (старшая школа).
Результаты мониторингов анализировались, выявлялись факторы, оказывающие позитивное влияние на результаты обучения, выявлялась динамика образовательных достижений учащихся по предметам, уровень ученических компетентностей. Полученные результаты заносились в банки обследования, доводились до сведения педагогического коллектива, учащихся, родителей, учитывались при планировании дальнейшей работы.
Экспериментальная работа в школе дала следующие результаты:
- изменилось отношение педагогического коллектива к организации учебной деятельности, возрос уровень требовательности к профессиональной компетентности учителя;
- повысился рост педагогической культуры учителей, особенно учителей начальной школы;
- наметилась положительная динамика роста индекса здоровья учащихся начальных классов;
- формируется такая ключевая компетентность как учебная самостоятельность (или умение учиться) обучающихся;
- повысился престиж школы среди родителей, увеличился приток детей из других микрорайонов города.
Опыт работы школы в экспериментальном режиме обобщен и представлен на республиканском уровне. Диплом лауреата выставки «Школа-2004» получили методические материалы «Повышение профессиональной компетентности учителя», диплом лауреата выставки «Школа-2005» - «Формирование учебной самостоятельности младших школьников в условиях безотметочного обучения», диплом лауреата выставки «Школа-2006» - за разработку общешкольного проекта «Модель подростковой школы».
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Показатели | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 |
Количество учащихся, успешно освоивших учебные программы | 98,1% | 98,7% | 98,9% |
Уровень обученности по результатам |
|
|
|
итоговой аттестации 9-11 кл.: | 100% | 100% | 100% |
% качества | 32,8% | 46,2% | 47,7% |
Количество выпускников, награжденных: серебряной медалью золотой медалью |
2 |
2 2 |
1 3 |
Количество учащихся, победивших в муниципальных и республиканских конкурсах: |
9 |
11 |
16 |
Количество учащихся, победивших в муниципальных и республиканских олимпиадах: |
7 |
5 |
8 |
Количество выпускников, поступивших в: |
|
|
|
- ВУЗы | 32 (69,6%) | 35 (80,4%) | 41 (81%) |
- УСПО | 12 (26%) | 8 (17,4%) | 9 (17%) |
- УНПО | 2 (2,9%) | 1 (2,2%) | 1 (2%)_ |
Данные таблицы подтверждают стабильность результативности работы школы.
Совершенствование структуры и содержания общего образования изменило систему работы с учителями, в школе были пересмотрены принципы планирования, подготовки и проведения крупных мероприятий педагогического коллектива: педсоветов, методических советов, семинаров, заседаний МО учителей-предметников. Введены в практику работы новые методические формы: педагогические фестивали, методические семинары-практикумы, презентации, мастер-классы.
Работая над реализацией Программы развития школы 2001-2005 г.г., педагоги широко используют современные педагогические технологии:
- технологии перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом обучении;
- технологии развивающего личностно-ориентированного обучения;
- технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (проблемное обучение);
- технологии разноуровневого обучения;
- технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (групповые, компьютерные технологии);
- формирование учебной деятельности в условиях безотметочного обучения (начальная ступень обучения)
- формирование учебной деятельности в условиях безотметочного обучения (основная ступень обучения) (5-6 кл.).
Методическая работа оформилась в целостную систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессиональной компетентности всех членов педагогического коллектива. Обобщение опыта работы по теме «Управление повышением профессиональной компетентности учителя» было представлено на III Республиканской выставке «Школа-2004» в разделе «Новые модели управления и организации методической работы» и отмечено Дипломом Министерства образования и высшей школы РК.
Методическая работа с педагогическим коллективом была направлена на коррекцию представлений учителей о сущности педагогической деятельности в свете новых требований личностно-ориентированного обучения. В республиканском этапе Всероссийского конкурса «Лучшая школа России – 2005» школе присужден Диплом II степени.
Содержание работы с учителями |
| ||||
Апробация экспериментального базисного учебного плана (БУП №1) |
|
|
| Перевод учителя из «носителя» знаний в организатора учебной деятельности школьников | |
Апробация новых комплектов учебников для начальной школы и старшей школы |
| Совершенствование системы работы с учителями («Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива |
|
Создание условий для достижения нового качества образования | |
Создание образовательных условий, способствующих развитию и сохранению физического, психического и нравственного здоровья школьников |
|
Развитие нетрадиционных форм и способов организации учебного процесса (коллективные формы обучения, обучение в ходе проектной деятельности и др.) |
| Активизация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Усиление практической деятельности школьников | |
В период с 2003 по 2006 год было проведено 11 тематических педагогических советов, работа которых направлена на совершенствование педагогического мастерства учителей, изучение и внедрение в практику работы школы новых технологий обучения.
В ходе подготовки к педсоветам с учителями проводилась методическая учеба, фестивали открытых уроков в соответствии с темами педагогических советов.
Подготовка к тематическим педсоветам проходит несколько этапов / уровней:
Диагностический уровень | Теоретический уровень | Фактический уровень | Уровень принятия решений |
Анализ затруднений, выявление противоречий, анализ состояния УВП (анкеты, тесты, опросы, наблюдения, отчеты, справки, собеседования) | Изучение коллективом теории проблемы индивидуально (по заданию администрации)в проблемных группах, при самообразовании, на заседаниях МО | Соотношение теоретических выводов с опытом своей практической деятельности, обсуждение результатов диагностики, подготовка выступлений на педсовете | Заслушивание итогов работы проблемных групп, принятие управленческих решений, рефлексия |
Накопленным опытом работы, наработанными методическими материалами учителя делятся со своими коллегами из школ города и республики в ходе открытых уроков и семинаров. Проведено 12 семинаров для учителей, директоров и заместителей директоров школ, слушателей курсов КРИРОиПК, участников эксперимента по модернизации образования.
Продолжением экспериментальной работы на основной и старшей ступени образования стали программы «Разработка Модели образовательного пространства основной школы», «Программа по переходу к предпрофильной подготовке и профильному обучению».
В 2006 году школа получила статус Республиканской экспериментальной площадки по направлению «Личностно-ориентированное обучение».
Для успешного осуществления процесса управления школой руководствуемся принципами: взаимной ответственности всех участников образовательного процесса; открытости, коллегиальности и демократизации, ценностно-личностного подхода к субъектам системы управления. Модернизация системы управления школой позволяет всем членам педагогического сообщества раскрыть управленческие задатки; разграничить права и обязанности администрации, учителей и учащихся, родителей, социальных партнеров; стимулировать процессы создания коллегиальных органов управления.
Высшей формой самоуправления школой является Общее собрание трудового коллектива (Конференция), к компетенции которого относятся: принятие Устава школы; утверждение состава и председателя Совета школы, определение сроков их полномочий; рассмотрение вопросов касающихся развития, функционирования и результатов работы школы. В период между конференциями общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган – Совет школы, который состоит из учителей, учащихся и их родителей (законных представителей), избираемый на один год на Общем собрании трудового коллектива.
Высшим органом педагогического самоуправления являются Педагогический совет МОУ «СОШ №36». К компетенции педагогического совета школы относятся: обсуждение и утверждение плана работы школы, рабочих учебных программ; принятие локальных актов, вопросы организации образовательной, воспитательной, научно-методической работы, внутришкольного инспектирования, результативности образовательного процесса.
Методический совет, как орган педагогического самоуправления, координирует усилия всех методических подразделений школы. Он осуществляет непосредственное управление методической работой: организует деятельность по повышению научно-теоретического уровня и методического мастерства педагогов, анализирует ход и результаты опытно-экспериментальной работы, работает над совершенствованием учебно-воспитательного процесса, возглавляет научно-исследовательскую работу в школе.
Под руководством Методического совета в школе работают предметные методические объединения: учителей гуманитарного цикла, учителей естественно-математического цикла, учителей начальных классов и классных руководителей. Работа методических объединений планируется в соответствии с общешкольной методической темой, формы методической работы становятся более разнообразными.
Государственно-общественная система управления школой позволила сформировать индивидуальный стиль работы каждого педагога, позволила работать СОШ №36 в системе развития. Педагоги в Совет школы, участвуют в собраниях и конференциях, реализуют свои права через участие в работе педагогического совета, методического совета, школьных методических объединений, творческих групп, объединения классных руководителей. входят
Высшим органов самоуправления родителей в СОШ №36 является Родительский комитет школы, который избирается общешкольным родительским собранием (Конференция). К компетенции Родительского комитета относятся формирование других органов самоуправления родителей (классные родительские комитеты), утверждение председателя родительского комитета школы, оценка его деятельности, привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, организация эффективного взаимодействия родителей и педагогов, вопросы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних. Председатель общешкольного родительского комитета является членом Педагогического совета Школы.
С целью совершенствования работы родительского комитета в школе функционируют Школа родительского актива, лекторий для родителей, позволяющий организовать родительский всеобуч. Участвуя в управлении школой, родители и социальные партнеры, представляют интересы школы в различных органах власти и общественных организациях, разрабатывают стратегию развития школы. Деятельность этих органов осуществляется на основе Устава школы, Положения о самоуправлении родителей в школе и других нормативных документов, принятых высшим органом школьного самоуправления – Общешкольной конференцией и Советом школы.
Школа активно сотрудничает с Региональным благотворительным фондом. Неоднократно коллектив школы был лауреатом конкурсов, проводимых «Ассоциацией попечительских советов» и отмечался дипломами лауреатов:
- § 2004-2005 г. – «Патриотическое воспитание и его роль в формировании целостной личности учащихся»;
- § 2005-2006 г. – «Здоровый образ жизни воспитанников – залог стабильности общества».
- § 2006-2007 г. – «Любимый учитель – глазами детей»;
Деятельность школьного ученического самоуправления позволяет учащимся получать опыт реального управления, непосредственно участвовать в планировании работы школы, развивать организаторские, коммуникативные способности, наращивать опыт общественных и практических действий. Совместно с учащимися и педагогами был принят Устав школьного научного общества, определены его цели, задачи и структура. В школе ежегодно проводятся научно-практические конференции старшеклассников. Активное участие в работе НОУ принимают преподаватели СыктГУ и педагогического института.
Реализация содержащихся в Законе РФ и РК «Об образовании» установок на процессы демократизации управления школой привела к значительному увеличению числа пре… Продолжение »