VII. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Стратегия развития образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №36 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа «Сыктывкар» разработана на период 2006-2010 годы. Программный документ определяет пути развития школы, описывает прогнозируемый результат инновационной деятельности школы, в целях создания и обеспечения комплекса условий для формирования гармонично-развитой, социально-мобильной, творчески-активной личности, готовой к продолжению образования, способной к быстрой смене социальных и экономических ролей.
Предусматривается осуществление разумного прагматического подхода к программе развития образования: переход на новые учебные планы, в том числе на БУП-2004 года, переход к организации государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ, введение предпрофильного и профильного обучение.
Преемственность между дошкольным и начальным образованием, начальным и основным образованием, основным и средним образованием рассматривается как одно из условий непрерывного развития детей, также как и введение профильного обучения, которое позволит проводить обучение учащихся на третьей ступени образования по индивидуальным учебным планам.
Для снижения учебной нагрузки предусмотрено введение интегрированных учебных программ, учет при оценке труда обучающихся результатов внеучебных достижений, фиксация учебных и внеучебных достижений учащихся в форме портфолио. Предоставление возможности реализовать полученные знания на практике за счет увеличения количества социальных проектов в образовательном и дополнительном пространстве школы.
Переход от знаниевого подхода к компетентностному потребовал ориентации на использование новых образовательных технологий, в том числе и информационно-коммуникативных в образовательном процессе школы, а также целенаправленного управления повышением профессиональной компетентности учителей за счет совершенствования системы методической работы, участия педагогов в экспериментальной и инновационной деятельности.
Демократизация процесса управления школой предусматривает увеличение количества представителей различных групп (родителей, учащихся, учителей, социальных партнеров школы) в органах общественно-государственного управления, дальнейшее развитие форм, обеспечивающих доступность и открытость информации, расширение практики выявления общественного мнения по наиболее важным вопросам школьной жизни.
Переход школы на финансово-хозяйственную самостоятельность потребовал усовершенствования правил работы с денежными средствами, методики расчета штатной численности, фонда оплаты труда.
На Схеме совершенствования образования представлена Модель развития образовательной системы школы, в которой определены основные направления опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива по реализации Модели начальной развивающей школы, Модели подростковой школы и Модели профильной школы, научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной работы и совершенствование общественно-государственной системы управления школой.
V. СХЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГО «СЫКТЫВКАР» | ||||||
↓ |
| ↓ |
| ↓ |
| ↓ |
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, ПЕРЕХОД ОТ ЗНАНИЕВОГО ПОДХОДА К КОМПЕТЕНТНОСТНОМУ , ОТ ЗНАНИЕЦЕНТРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ К КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ (ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ + МЕТОДОЛОГИЯ) (что необходимо знать, уметь, какими качествами обладать, чтобы быть культурным, самодостаточным и успешным) | ||||||
↓ |
| ↓ |
| ↓ |
| ↓ |
Научно методическое сопровождение экспериментальной деятельности | = | Опытно-экспериментальная деятельность педагогического коллектива по реализации Модели начальной развивающей школы, Модели подростковой школы, Модели профильной школы.
| = | Совершенствование общественно-государственной системы управления школой |
I ступень обучения |
| II ступень обучения |
| III ступень обучения | |||||
РАЗВИВАЮЩАЯ ШКОЛА |
| ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА |
| ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА | |||||
Классы повышенной сложности обучения | Общеобразовательные классы |
| Классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла | Классы с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла | Общеобразовательные классы |
| Классы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла | Классы с углубленным изучением предметов естественно-научного цикла | Общеобразовательные классы |
Знаки равенства определяют значимость каждого направления деятельности. При этих условиях будет осуществляться оптимальный и комплексный подход к совершенствованию образования в ОУ
СТРУКТУРА СОЗДАНИЯ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Создание программы развития начальной общей, основной общей, средней (полной) общей школы
| ||||||
↓ |
| ↓ |
| ↓ |
| ↓ |
Планирование правовой и финансово-хозяйственной деятельности | = | Планирование развития методической и общеобразовательной деятельности | = | Планирование развития воспитательной деятельности | = | Планирование развития здоровьесберегающего пространства школы |
| Создание учебно-методических комплексов по ступеням образования |
| Создание воспитательных и здоровьесберегающих программ по ступеням образования |
|
Разработка плана по реализации программы развития школы
| ||||||||||
|
| ↓ |
| ↓ |
|
| ||||
| Разработка плана действий по реализации учебно-методических комплексов начальной, основной, средней школы |
| Разработка плана действий по реализации воспитательных и здоровьесберегающих программ начальной, основной, средней школы |
| ||||||
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Основания для разработки программы развития качественно новой Модели школы | Участие школы в Федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2006 годах, изменивших подходы к организации обучения на ступени начального образования , вызвал необходимость продолжения эксперимента на основной и средней ступени общего образования, создания Модели подростковой школы и Модели профильной школы, организации работы по преемственности между ступенями образования. |
Направления развития | Задачи развития образовательной системы школы |
В образовательной деятельности
|
|
В воспитательной деятельности
|
|
Здоровьесберегающая деятельность
|
|
В научно- методической деятельности |
|
В правовой и финансово-хозяйственной деятельности |
|
А) ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОПЫТНО_ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.
2006-2007 учебный год | Разработка программы научно-методического сопровождения опытно-экспериментальной деятельности. | |
Организация обучения педагогических кадров по проблемам внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий, освоению и использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процессе школы, форм контрольно-оценочной деятельности. | ||
Разработка плана действии по реализации Программы развития школы на 2006—2010 учебный год. Составление плана по организации работы Опорно-методической площадки при КРИРО и ПК по направлению «Личностно-ориентированное обучение» | ||
↓ |
| ↓ |
2007-2008 учебный год | Создание творческих групп педагогов по реализации Программы развития. Разработка Положения о творческой группе педагогов. Научная консультация работы творческих групп педагогов. Создание интеграционной карты «Единое образовательное пространство». Проведение педагогического совета «Современные образовательные технологии в практике работы школы» | |
Создание системы диагностики качества учебно-воспитательного процесса. Включение педагогов в процесс оценки и самооценки качества образовательного процесса. Создание банка данных предметных методических объединений. | ||
Корректировка Учебного плана школы и расписания уроков с целью введения обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам. | ||
↓ |
| ↓ |
2008-2009 учебный год. | Проведение мониторинга качества образовательного процесса. Создание индивидуального информационного банка развития и продвижения учащихся. | |
Проведение анализа преемственности рабочих учебных программ и технологий на I и II ступенях образования, анализа продуктивности используемых образовательных технологий. Планирование контроля за осуществлением методических разработок в рамках реализации Программы развития. | ||
Анализ реализации плана действий по выполнению Программы развития школы. | ||
↓ |
| ↓ |
2009-2011 учебный год | Обобщение опыта практической деятельности педагогов по реализации Модели начальной развивающей школы, Модели подростковой школы и Модели профильной школы, организации работы по преемственности между ступенями образования. |
Б) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
2006-2007 уч.г. | Анализ и план действий по основным направлениям воспитательной деятельности (ВД): нормативным, методическим, кадровым, материальным, организационным с учетом индивидуальных особенностей школы Создание системы перспективного планирования воспитательной деятельности. Разработка системы и структуры воспитательной деятельности. Уточнение должностных и функциональных обязанностей педагогических сотрудников по воспитательной деятельности. Совершенствование работы методических объединений классных руководителей | |
Разработка оптимального режима работы школы. Разработка правил внутреннего распорядка с учетом особенностей школы. Корректировка правил поведения учащихся, прав и обязанностей учащихся школы. Подготовка и мотивация педагогического коллектива на деятельность, ориентированную на особенности развития личности. | ||
↓ |
| ↓ |
2007-2008 уч.г. | Совершенствование общеобразовательных и воспитательных программ с целью преемственности путем систематизации, интеграции и оптимизации. Создание единого образовательного пространства учебно-воспитательного процесса. Рационализация традиционных и нетрадиционных мероприятий. Создание системы контроля воспитательной деятельности. | |
Разработка программы развития школы на основе программно-целевого подхода, системного анализа, структурирования и оптимизации. Корректировка программы воспитательной деятельности. | ||
Разработка плана реализации программы развития воспитательной деятельности школы. Разработка плана реализации программы развития воспитательной деятельности по классам. | ||
↓ |
| ↓ |
2008-2009 | Разработка программы воспитательной деятельности по годам. Создание системы диагностики воспитательной деятельности . Систематизация направлений деятельности и мероприятий по созданию условий для формирования духовно-нравственной культуры. Создание методического банка воспитательной деятельности. Разработка карты воспитанности учащегося | |
Выбор инновационных проектов, влияющих на повышение уровня обученности и воспитанности школьников. Выделение и анализ содержания модуля духовно-нравственного воспитания в предметах гуманитарного профиля | ||
↓ |
| ↓ |
2009-2011 уч.г. | Создание комплекса интегрированных воспитательных, образовательных услуг, обеспечивающих высокий образовательный и общекультурный уровень развития учащихся и педколлектива. |
В) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
2006 - 2011 г.г. | Организация контроля соблюдения требований СанПиНа по всем направлениям образовательной деятельности. Разработка перспективного планирования развития здоровьесберегающего пространства школы | |
↓ |
| ↓ |
2006-2007 уч.г. | Разработка программы развития образовательного процесса школы на 2006-2010 уч.гг. (деятельность по здоровьесберегающему сопровождению УВП) на основе программно-целевого подхода. Разработка внутришкольного мониторинга состояния здоровья учащихся, организация диагностики | |
Анализ и планирование организации здоровьесберегающего сопровождения деятельности школы. Мотивация сотрудников школы на здоровьесберегающее сопровождение УВП | ||
Систематизация медико-профилактической деятельности: по сохранению остроты зрения, по профилактике нарушения осанки, воспалительных заболеваний, хронических заболеваний. Совершенствование содержания образования путем систематизации, интеграции и оптимизации с целью устранения перегрузок и перераспределения нагрузки | ||
↓ |
| ↓ |
2007-2008 уч.г. | Организация системы контроля соблюдения рационального сочетания учебной деятельности и отдыха детей в соответствии с требованиями, с учетом психофизического здоровья детей Анализ и оптимизация медико-профилактической деятельности. Создание системы непрерывного здоровьесберегающего образования педагогических сотрудников, учащихся, родителей | |
↓ |
| ↓ |
2008-2009 уч.г. | Создание системы логопедического и медико-психологического сопровождения УВП | |
Разработка плана реализации программы развития школы. Анализ мониторинга состояния здоровья учащихся за 2007-2008 уч.г. | ||
↓ |
| ↓ |
2009-2011 уч.г. | Анализ реализации программы развития здоровьесберегающего пространства школы |
ПЛАНИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
2006-2007 учебный год | Анализ действенности структуры общественно-государственного управления школой в целом и по отдельным структурным единицам (Совет школы, Родительский комитет, Методический совет, «Лидер-центр» и т.д.) | |
Расширить представительство и степень участия ученических общественных организаций в управлении школой | ||
Объединение всех ученических общественных сообществ для координации деятельности в единый Общественный ученический совет, включающих учащихся 1-11 классов | ||
Создание разновозрастных ученических сообществ: начальная - основная школа, основная - средняя школа | ||
↓ |
| ↓ |
2007-2008 учебный год. | . Увеличить количество социальных партнеров школы за счет представителей высшей школы (преподавателей СГУ, КГПИ) | |
Разработать программу работы в микрорайоне школы | ||
Расширить сферу деятельности Ассоциации выпускников | ||
С целью информированности общественного сообщества о результатах деятельности школы, организации открытых отчетов, обобщения опыта работы школы, создание постоянного сайта школы в Интернете
| ||
↓ |
| ↓ |
2008-2009 учебный год | Объединить усилия методических объединений для осуществления межпредметных связей, уменьшения учебной нагрузки учащихся, активизации научно-исследовательской деятельности, поиска новых форм работы с одаренными детьми в рамках вновь созданных кафедр гуманитарного и естественнонаучного направлений
| |
Анализ сложившейся системы общественно-государственного управления школой.
| ||
Реализация программы мониторинга качества образования. Создание системы управления качеством образования: разработка критериев и показателей оценки качества образовательного процесса, разработка и внедрение методики оценки качества, организация мониторинговых процедур.
| ||
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в реализацию информационно-аналитической системы управления. | ||
↓ |
| ↓ |
2009-2011 учебный год | Создание Управляющего совета школы для расширения компетенции и прав общественно-государственного управления школой. | |
Разработать и утвердить положение об Управляющем совете школы | ||
Организация социально-психологического мониторинга за эффективностью деятельности общественно-государственного управления школой с целью выявления общественного мнения в результате социологических опросов, психологических исследований и интервьюирования |
ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРАВОВОЙ И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2006-2007 учебный год | Анализ и планирование основных направлений преобразований: финансовых, правовых, кадровых, организационных. Изучение нормативных документов: гражданско-правовых, трудовых, бюджетных, налоговых, административных. Усовершенствование правил работы с денежными средствами, методикой расчета штатной численности, фонда оплаты труда, составление планов. | |
Разработка системы правовой и финансово-хозяйственной деятельности. Составление должностных и функциональных обязанностей сторон при заключении договоров гражданско-правового характера. Анализ условий пожарной безопасности и приведение их в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Анализ условий ведения образовательной деятельности, питания учащихся и приведения их в соответствие с требованиями СанПиНа. | ||
Оформление кадастрового плана земельного участка, договор аренды земельного участка и связанного с ним муниципального недвижимого имущества. Внесение корректировок в учетную политику при изменении законодательства о налогах и сборах или существенном изменении условий деятельности образовательного учреждения. Нормативная регламентация основных этапов налоговой проверки и их последовательности. Ремонт кровли здания. | ||
↓ |
| ↓ |
2007-2008 учебный год | Использование в учетной политике в целях налогообложения только тех элементов, которые необходимы учреждению как налогоплательщику. Изучение новых нормативных документов по налогообложению. | |
Определение требований для применения дифференцированной оплаты труда педагогов. Составление плана благоустройства пришкольного участка. Капитальный ремонт, замена отмостки и цоколя здания. Засыпка и асфальтирование части пришкольной территории. | ||
↓ |
| ↓ |
2008-2009 учебный год | Смена пакета документов (Устава, свидетельства о регистрации, лицензии, свидетельства об аккредитации) постановка на налоговый учет, получение новых кодов статистики, смена пакетов во всех инстанциях, службах в связи с аттестацией школы согласно плану. | |
Вырубка старых деревьев, раскорчевка и расчистка территории. Оформление документов транспортного средства. Установка нового ограждения территории школы. Замена сантехники и ремонт сантехузлов. Замена электропроводки. | ||
↓ |
| ↓ |
2009-2011 учебный год | Строительство спортивной площадки на пришкольной территории. |
VIII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
2006-2010 годы
На основе стратегии развития школы планирование ее реализации разработано по следующим направлениям деятельности: совершенствование методической и общеобразовательной деятельности, совершенствование воспитательской деятельности, совершенствование системы здоровьесберегающего сопровождения УВП, развитие правовой и финансово-хозяйственной деятельности
Направления деятельности | Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные |
I. Совершенствование методической и общеобразовательной деятельности. | 1. Создание программы совершенствования методической и образовательной деятельности | Сентябрь, октябрь 2006г. | Административный совет Научно-методический совет Совет по стратегии развития школы |
2. Создание базы данных об обучающихся: |
| Родительский комитет | |
- физиологические показатели
- показатели физической работоспособности - интеллектуальные особенности учащихся классов с углубленным изучением предметов, общеобразовательных классов - состояние навыков учебного труда в общеобразовательных классах, классах с углубленным изучением отдельных предметов - бытовые условия обучающихся «группы риска» - морально-волевые качества учащихся основной школы | Октябрь, ноябрь 2006г. Март, апрель 2007г.
Май 2007г. | Медработник Творческие группы классных руководителей Творческие группы учителей-предметников Административный совет | |
3. Совершенствование урочной и внеурочной работы по углубленному изучению отдельных предметов, занятий в факультативах, индивидуальных консультаций. | Сентябрь 2006г. – | Административный совет Научно-методический совет Предметные методические объединения | |
4. Отработка механизма деятельности методической службы мониторинга | Декабрь 2006г. | Научно-методический совет Творческие группы | |
5. Разработка диагностики профессионализма членов педагогического коллектива | 2006-2007 г.г. | Административный совет Руководители предметных методических объединений | |
6. Создание единого педагогического пространства с целью формирования преемственности в современных технологиях обучения | 2006-2011 г.г. | Административный совет Творческие группы Научно-методический совет | |
7. Создание механизма по обобщению и внедрению передового педагогического опыта, внедрению новых педагогических технологий | 2007 г. | Административный совет Руководители предметных методических объединений Научно-методический совет | |
8. Повышение квалификации и переподготовка педагогических и руководящих работников через систему курсов КРИРОиПК, ИМЦ | 2006-2011 г.г. | Предметные методические объединения | |
9. Формирование банка данных предпрофильного и профильного обучения | 2006-2007 г.г. | Научно-методический совет Предметные методические объединения | |
10. Создание научно-м… Продолжение » |